Елена Борзенкова
«Быть здоровыми хотим!» Информационно-познавательный проект по здоровьесбережению детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проекта
Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д. А. Медведева).
Публикация «„Быть здоровыми хотим!“ Информационно-познавательный проект по здоровьесбережению детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема раннего формирования потребности в здоровом образе жизни актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст - благоприятное время для выработки правильных привычек. И именно поэтому формирование потребности в здоровом образе жизни, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей – главная забота ДОУ.
По мнению академика Н. М. Амосова, ребенок начала 21 века сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.
В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется и сохраняется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Роль педагога дошкольного отделения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Разрабатывая направления деятельности по внедрению проекта, педагоги группы старались придерживаться следующих принципов:
• комплексность использования профилактических и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, структуры учебного года, экологических и климатических условий;
• непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
• преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
• использование доступных методик и технологий;
• формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, воспитателей и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
Актуальную проблему воспитания у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, осмысленного отношения к своему здоровью мы решаем путем внедрения творческого проекта «Быть здоровыми хотим!».
2. Цель и задачи проекта
Цель: Содействие созданию педагогических условий для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей.
Задачи:
1. учить детей среднего и старшего дошкольного возраста основам здорового образа жизни и прививать стойкие культурно-гигиенические навыки;
2. формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма, о строении собственного тела, назначении органов;
3. воспитывать у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателя общечеловеческой культуры;
4. ориентировать семью на воспитание здорового ребенка;
5. укрепить связь между педагогическим коллективом и родителями.
Методы
• анализ литературы;
• опрос;
• беседы;
• вопросы;
• обсуждения;
• разъяснения;
• иллюстрации
• анализ работы;
• обобщение;
Участники проекта :
Дети разновозрастной группы средне-старшего возраста «Почемучки» МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок», воспитатели группы, младший воспитатель группы, родители детей.
3. Ожидаемые результаты проекта
Для детей 4-5 лет :
1. Воспитание опрятности, привычки следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, пользоваться расческой, носовым платком.
2. Совершенствование аккуратного приема пищи: пользование столовыми приборами, салфеткой, прием пищи небольшими дозами, тщательное, бесшумное пережевывание, полоскание рта после еды.
3. Формирование правильной осанки.
Для детей 5-6 лет :
1. Сформированность привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, чистотой ногтей.
2. Закрепление навыков еды: умение пользоваться столовыми приборами, аккуратность при приеме пищи, пользование салфеткой.
3. Сохранение осанки при ходьбе и сидении за столом.
4. Знание правил безопасности при пожаре, при движении по улице, при встрече с незнакомцем.
5. Расширение знаний о своем организме, полезной пище, лекарственных растениях.
6. Снижение уровня заболеваемости детей.
Возможности проекта для родителей
1. повышение уровня знаний;
2. получение консультаций по вопросам формирования у детей привычки к здоровому образу жизни;
3. укрепление связей между детским садом и семьей;
4. овладение родителями и детьми качественными знаниями по формированию у них сознательной установки на здоровый образ жизни;
5. укрепление связей между детским садом и семьей.
Возможности проекта для воспитателя
1. подготовленность ребенка к школе;
2. улучшение отношений между детьми;
3. укрепление связей с родителями;
4. снижение уровня заболеваемости детей.
4. Перечень основных направлений проекта
1. Циклы занятий по здоровьесбережению :
• Мой организм;
• Как сберечь здоровье;
• Безопасность на дороге;
• Осторожно! Огонь!
• Что полезно и что вредно для организма;
• Лесная аптека.
2. Оснащение предметно-развивающей среды группы:
• Изготовить пособие «Айболит»;
• Создать подборку дидактических игр по формированию бережного отношения к своей жизни ;
• Изготовить альбом «Режим дня»;
• Изготовить дидактические игры по правилам дорожного движения «Собери знак», «Дорожная азбука»;
• Изготовить пособие «Осторожно! Дорога!»
3. Работа с родителями:
• Анкетирование «Определение уровня знаний в области здоровьесбережения»;
• Родительские собрания «Движение – это жизнь», «Как вырасти ребенка здоровым?», «Воспитание навыков безопасного поведения»;
• Конкурс «Массажные коврики»;
• Цикл консультаций и информационного материала.
5. Краткое описание проекта по этапам :
Название проекта : «Быть здоровыми хотим!»
Тип проекта : информационно-познавательный
По продолжительности – долгосрочный, с 1сентября 2011г. по 31 августа 2012г.
Для реализации проекта был разработан план мероприятий, предусматривающий три этапа:
• На подготовительном, информационно-аналитическом этапе решались задачи организационного характера: определение уровня знаний в области здоровьесбережения через анкетирование родителей, опрос детей, создание творческой группы для работы над проектом, изучение литературы, подбор и систематизация информации для детей и родителей по данной теме, составление плана работы.
• На основном этапе проекта выполнялись задачи, поставленные для достижения цели. Для этого были созданы условия для работы по всем направлениям деятельности с детьми, родителями. При выполнении намеченного плана с детьми проведены циклы занятий по теме проекта, спортивные развлечения, досуги, соревнования. Им были предложены дидактические, настольные, подвижные игры, во время которых дети учились соблюдать правила поведения в быту, при пожаре, на улице. С удовольствием дошкольники слушали произведения художественной литературы, учили стихи, знакомились с пословицами и поговорками. Родители пополняли свои знания при знакомстве с предложенной информацией, при участии в праздниках, досугах, во время работы родительского собрания, в индивидуальных беседах с воспитателем.
• Последний, заключительный этап посвящен подведению итогов работы над проектом, определению недостатков, недочетов, презентации.
6. План мероприятий по реализации проекта
Физкультурно-оздоровительная работа 1. Утренняя гимнастика
2. Различные виды физкультурных занятий (традиционные, соревнования, и др.)
3. Физкультурные занятия на улице
4. Подвижные игры и физические упражнения
5. Спортивные игры
6. Индивидуальная работа по развитию движений
7. Физкультминутки
8. Коррекционная гимнастика:
- для глаз,
- дыхательная
- пальчиковая
9. Активный отдых
- физкультурный досуг
- спортивные праздники
- Дни здоровья
10. Оздоровительный бег
11. Создание комфортного режима
12. Самостоятельная игровая деятельность
Закаливание 1. Прогулки
2. Умывание холодной водой из-под крана с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук
3. Полоскание рта
4. Пребывание в облегчённой одежде в помещении, в одежде соответственно сезону года на улице
5. Хождение босиком
6. Проветривание, кварцевание
7. Воздушные ванны
8. Привитие культурно-гигиенических навыков
Лечебно-профилактическая
работа 1. Определение оптимальной нагрузки на ребёнка, с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей
2. Витаминотерапия
(поливитамины)
3. Витаминизация 3-его блюда (витамин С)
4. использование приёмов релаксации, минуты тишины
5. Ароматерапия
6. Музыкотерапия
7. Использование фитонцидов (лук, чеснок)
8. Игровой точечный массаж
Просветительская работа 1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром, рисование, аппликация, лепка
2. Дидактические игры
3. Настольные игры
4. Произведения художественной литературы, иллюстративный материал
5. Сказки, загадки, пословицы, поговорки.
6. Настольный театр
7. Беседы
Работа с родителями 1. Тематические консультации.
2. Беседы.
3. Дни открытых дверей.
4. Открытые занятия.
5. Папки – передвижки.
6. Рекомендации.
7. Анкетирование.
8. Совместные праздники и досуги.
Анкета-опросник для детей
1. Что означает слово «здоровье»?
2. Какие правила укрепления здоровья и безопасного поведения ты знаешь?
3. Твои родители учат тебя этим правилам?
Анкета для родителей
1. Понимаете ли вы значение слова «здоровьесбережение»?
2. Должны ли дошкольники изучать правила безопасности и способы укрепления здоровья?
3. Занимаетесь ли вы дома такой работой со своими детьми?