Лавренов Сергей
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Быть здоровым – это круто!
В наш век развития высоких технологий, когда большинство сложных и, непосильных в физическом плане задач, выполняют «умные машины», роль человека сводится к роли стороннего наблюдателя, забота о здоровье отходит на второй план. Интернет-порталы переполнены предложениями о «приобретении здоровья» с помощью чудодейственных препаратов, исцеляющих от всех болезней кряду. И где-то, вдалеке, как отголоски из далекого прошлого, звучат призывы о здоровом образе жизни и правильном питании, режиме дня и отказе от вредных привычек.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Хотя, кажется, куда проще пойти от обратного и этими самыми вредными привычками не обрастать : начинать утро с зарядки, ложиться спать вовремя, соблюдая 8 часовой режим сна, кушать по расписанию. В общем, привести в порядок мысли и действия. И как преобразится наша жизнь, куда денется скверное настроение, появится энтузиазм, энергия созидания. А ведь все мы – родом из детства!
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
И в этом процессе участвуют не только и не столько воспитатели детского дошкольного учреждения, инструкторы по физической культуре и музыкальные работники, но и, прежде всего, родители ребенка. Здоровая психо-эмоциональная среда в семье дополняет усилия педагогов и ребенок чувствует поддержку не только воспитателей, но и родителей. Хорошо, если папы и мамы, дедушки и бабушки дополняют воспитательный процесс, идущий в детском саду: разъясняют ребенку правила здорового образа жизни и, конечно, сами следуют ему.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Естественная потребность ребенка в движении, его эмоциональность открывает необъятный простор для фантазии педагогического работника в решении задач по укреплению здоровья и развитию физических и психических качеств ребенка.
Задача педагога - научить воспитанников детского сада правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, привить детям с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Особое внимание уделяется следующим компонентам ЗОЖ:
занятия физкультурой, прогулки;
рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы создаем мотивацию для совершенствования, сохраняем и укрепляем его здоровье, развиваем умение слушать и говорить, умение отличать ложь от правды.
В целом, совместной задачей родителей и педагогов на этапе формирования комплекса жизненно важных умений и навыков является, прежде всего, формирование основных понятий здорового образа жизни. Жить здорово, значит, быть здоровым!