жанна мамонова
Конспект занятия-развлечения «Были у бабуси…»
▼ Скачать + Заказать документы
Мамонова Жанна Владимировна,
Воспитатель МБДОУ д/с №56,
г. Белгород
ЦЕЛЬ: 1. Расширять и уточнять знания детей о народной культуре родного края, о народных играх.
2. Учить ребят самовыражаться в играх, чисто интонировать закличку и считалку.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость от встречи с прекрасным, умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
4. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к народным играм, желание принимать в них участие.
Публикация «Конспект занятия-развлечения „Были у бабуси…“» размещена в разделах
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: Музыкальный зал украшен в народном стиле: дом; плетень, на котором сидит петух; лавки, покрытые самоткаными полотнами; стол с самоваром и глиняной посудой; пряха с прялкой; рубель.
АТРИБУТЫ ДЛЯ ИГР: Мешок. Карусель. Платки для игры «Шатёр». Ремешок для игры «Ремешок». Костюм для петушка. Корзинка-копилка. Бубен. «Горошина». Шапочка козлика.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Проведение занятий в «Избе». Проведение русских народных календарных праздников и развлечений. Разучивание русских народных игр. Работа с родителями.
Ход ЗАНЯТИЯ:
(Дети приходят в гости к Хозяюшке).
Дети. Утро доброе, Хозяюшка!
Хозяйка. Здравствуйте, гости, дорогие! Проходите, располагайтесь поудобней.
Дай Бог тому, кто к нашему дому,
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы вас Господь и житьём,
И, бытием, и здоровьицем!
1 ребёнок. Хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним – одна за всех отвечает.
Хозяюшка, а что ты интересного нам припасла?
Хозяйка. Я весною на завалинке,
А зимою в горнице посиживаю,
Сижу, на народ всегда гляжу,
Все всегда запоминаю и в копилку собираю.
Это моя корзинка-копилка (показывает). Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.
2 ребё нок: Мы ведь знаем много загадок, давайте подарим Хозяйке, пусть положит в свою корзинку-копилку.
3 ребё нок: Стоит копна вся в дырках,
На копне гора,
Из горы идёт дым. (Изба).
Хозяйка: Вот вам моя отгадка – стоит бычище, проклёваны бочищи.
4 ребё нок: Дарья да Марья друг на друга глядят (пол и потолок).
Хозяйка: Ой, да это те два братца,
Которые друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся.
5 ребё нок: Набита пухом
Лежит под ухом. (Подушка)
Хозяйка: Ах, вот она!
Два брюшка
Четыре ушка.
Спасибо, ребята. Вот и пополнилась моя копилка новыми загадками. А в моей корзинке разные игры хранятся. Хотите поиграть? Давайте, с закрытыми глазами, доставайте любую игру. Какую достанете, в ту игру будем играть. (Ребёнок достаёт бубен)
Ребё нок: Кто будет играть в интересную игру? А в какую – не скажу, Солнце разгорается – игра начинается.
«Игра с бубном» (Дети передают бубен из рук в руки).
Ведущая: (Произносит считалку) :
Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот игру расскажет нам.
Ребёнок, на котором закончилась считалка, предлагает детям сыграть в игру, которую он назовёт.
Предлагаются русские народные игры Белгородской области, знакомые детям: «Барин», «Здравствуй, дедушка Прокоп», «Ремешок», «Аисты и лягушки», «Катай каравай» и др. Игра повторяется 2-3 раза, меняя главных героев.
Хозяйка: Поиграли, повеселились, молодцы! (слышится чихание из мешка).
Ребята, кто из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок проснулся, поиграть с вами хочет.
Дети: Скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке?
Хозяйка: Что за чудо – скок да скок.
Гляньте, тронулся мешок!
(в мешке сидит взрослый; мешок шагает на середину «Избы»).
Хозяйка: Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорей мешок держите! (потасовка с мешком).Давайте развяжем мешок да посмотрим, что в нём? (открывает мешок) Чего же ты, мешок, скачешь? Что он хочет сказать? (наклоняется к мешку, слушает его). Мой весёлый мешок предлагает поиграть с ним. (Из мешка выходит взрослый, одетый в русский народный костюм Белгородской области).
Взрослый: Ой, батюшка! Народу-то собралось! От всех деревень.
Здравствуйте, здравствуйте гости дорогие!
Люди свойские, простые!
Мы всегда рады гостям, как добрым вестям.
Я пришла к вам поиграть.
Показывает красивые платки, карусель, предлагает поиграть в игру «Шатёр». Участники игры делятся на 3 подгруппы. Каждая образует свой круг по углам площадки. В центре каждого круга – стул, на нём платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют или приговаривают:
Дети: (поют или приговаривают)
Мы весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок,
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
С окончанием пения дети перестраиваются в общий круг. Взявшись за руки, подскоками движутся по кругу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает та группа, которая первая постоит шатёр.
Хозяйка: Молодцы, ребята, играть вы мастера. Много русских народных игр знаете про родной край. А в копилке у меня есть ещё одна игра. Называется она «Селезень». Вы знаете её? Давайте попросим нашу гостью, она нас научит играть в эту игру.
Гостья играет с детьми в игру «Селезень». Играющие стоят по кругу, выбирают селезня и уточку. Затем идут по кругу, держась за руки.
Дети: (поют)
Селезень уточку догонял,
Молодой уточку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
Селезень идёт внутри круга по часовой стрелке, а уточка за кругом против часовой стрелке. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «Кошки-мышки». Поймав уточку, селезень заводит уточку в круг.
Гостья: Понравилась игра?
Хозяйка: И старые игры вспомнили и новую узнали. Спасибо тебе гостьюшка, садись с нами рядышком.
У плетня стоит Петушок и кричит «ку-ка-ре-ку».
Хозяйка: Это мой Петушок, горделивый гребешок. А что с ним приключилось, пусть песня подскажет. (Песня «Горошина»).
По дороге Петя шел,
Он горошину нашел,
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох- ох, ох-ох!
Где-то вырастет горох?
Петушок идёт по залу, высоко поднимая колени и похлопывая крыльями. На слово «нашел» наклоняется и поднимает с пола заранее положенную «горошину. Затем роняет её, закатывает подальше. Петушок кружится на одном месте, похлопывая крыльями, ищет горошину.
Хозяйка: (обращаясь к Петушку)
Горох нашли ребятки,
Вскопали быстро грядки.
Из лейки поливали
И урожая ждали.
Исполняется песня-хоровод «Посадили мы горох». Пока дети поют и инсценируют песню, Хозяйка выносит бутафорский стручок, слегка приоткрытый сверху. По окончании песни Хозяйка подзывает детей к стручку.
Хозяйка: Поработали на славу, урожай у нас не плох! Пришла пора отведать наш горох (угощает детей). Весело у нас было: песни пели, в игры играли. Да пришла пора, вам домой идти. Приходите в гости ещё. Буду ждать.
Дети: Спасибо тебе, Хозяюшка. До свидания!