Папки-передвижки

Бусоград. Игры с бусами для дошкольников. Личный опыт использования методики

Кокоченко Юлия
Бусоград. Игры с бусами для дошкольников. Личный опыт использования методики
▼ Скачать + Заказать документы

Старший дошкольный возраст – время активной подготовки к начальной школе. Одним из факторов, которые напрямую влияют на успешность обучения ребенка является качество его речи, ведь с развитием речи связано становление основных психических процессов, а это влияет и на формирование личности ребенка. Правильная, выразительная, точная речь у дошкольников встречается в наше время нечасто, поэтому у педагогов есть необходимость в специальных инновационных методиках развития речи у детей 5-7 лет.

Руководствуясь ФГОС ДО для детских садов, выделяются следующие направления развития речи:

Публикация «Бусоград, Игры с бусами для дошкольников, Личный опыт использования методики» размещена в разделах

– развитие связной речи (малыши обучаются соединять слова в словосочетания и простые предложения, дети постарше учатся составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, распространенные предложения, и предложения с однородными членами, тем самым учатся от рассказывать, описывать и рассуждать, двигаясь от простого к сложному);

– воспитание звуковой культуры речи (малыши учатся правильно воспринимать и произносить звуки;

– активизация, обогащения и закрепление словарного запаса (дети учатся понимать значение слов, правильно их употреблять в контексте повествования);

– освоение грамматической правильности речи (дети учатся правильно изменять слова по числам, падежам и родам, сочетать их в предложениях;

– формирование грамотной разговорной речи (дети учатся взаимодействию при помощи диалогов и коротких описаний);

– подготовка к обучению грамоте (дети учатся различать звуки и буквы, находить место звука в слове, правильно ставить ударения, делить слова на слоги, находить ударный и безударный слоги);

– формирование интереса к чтению (дети учатся пересказу и обсуждению художественных произведений).

Каждой возрастной группе воспитанников соответствует своя задача по развитию речи. Но печальная тенденция последнего времени заключается в том, что во всех возрастных группах стало слишком много детей, которые имеют проблемы с речью. Выросло количество детей, которые не умеют четко и правильно излагать свои мысли, не владеют навыками построения диалога, не умеют понимать своих сверстников и взаимодействовать с ними при помощи речи.

Речь и мелкая моторика неразрывно связаны между собой, это доказано ведущими мировыми физиологами еще в прошлом веке. Если навыки, за которые отвечают мелкие движения пальцами, соответствуют возрасту ребенка, его речь тоже приходит в соответствие с возрастом. Особенно важны эти навыки для детей 5-7 лет, будущих школьников, которым в ближайшем будущем придется довольно много писать, рисовать, чертить.

Для развития мелкой моторики в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я успешно использую методику «Бусоград», разработанную М. И. Родиной, известным педагогом и музыкантом. Созданное ей пособие «Бусоград, или волшебные игры феи Бусинки», рассчитано на детей от 2 до 7 лет и предлагает разнообразные упражнения и систему игр для развития речи, навыков общения, мелкой моторики и другим важным для этого возраста навыкам. Методика разделена на пять этапов – по возрастным группам.

Прежде чем начать пользоваться методикой, я советую продумать технические вопросы и вопросы безопасности:

1. Хранение. Бусы удобнее хранить в коробках со вставками, разделив их по цветам и длине. Кроме непосредственно бус, можно использовать разноцветные веревочки, шнурки или связанные крючком цепочки из воздушных петель. Они пригодятся для заполнения картин из бус в качестве вспомогательных материалов.

2. Место для занятия. Если малыши, занимающиеся по методике «Бусоград» составляют из бус простые фигуры, проигрывая сценки-стишки, воспитанники старшего возраста из бус составляют целые картины, сочиняя по ним истории. Часто группы оснащены только стандартными столами для занятий, которых недостаточно для того, чтобы дети все вместе могли составить большую картину, и тогда занятия переносятся на ковер в игровой. Но ковер обычно имеет яркую и пеструю расцветку и рисунки из бус сливаются с этой пестротой. Я рекомендую использовать для выкладывания картин большую однотонную простыню, уложенную поверх ковра.

3. Взаимодействие детей с мелкими предметами. Бусины должны быть довольно крупными, хорошо закрепленными на прочном шнурке или нити. Не советую использовать леску, она травмоопасна.

Перед каждым занятием я повторяю детям правила безопасности при игре с бусами:

1. Мы не дергаем бусы сами и не вырываем их из рук друг у друга. Бусы – предмет хрупкий, они могут порваться.

2. Если бусы порвались, нужно немедленно сообщить об этом воспитателю.

3. Бусины нельзя облизывать, нюхать, запихивать в нос, уши, за щёку, бусинами нельзя кидаться.

Занятия делятся на три этапа.

Этап 1. Подготовка.

Дети выбирают себе бусы из предложенных и рассказывают о них: цвет, форма, гладкие или шероховатые, блестящие или матовые, размер (больше, чем у других, меньше или такие же, как у остальных).

Дидактические игры:

«Рисуем бусами, как красками», «Собери по цвету» (игры направлены на закрепление основных цветов и оттенков);

«Лесная дорожка» (игра направлена на закрепление величины: «длинный» - «короткий», «длиннее» – «короче»,

«Крыши» (игра направлена на закрепления понятия величины: «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже»).

Этап 2. Конструирование.

При помощи бус выкладываем с детьми отдельные предметы. Работа сопровождается речевыми упражнениями и стихами.

Можно предложить выложить объекты по определенным лексическим темам (мебель, транспорт, цветы, явления природы) назвать и описать их. В индивидуальной работе по автоматизации звуков.

Для развития звуковоспроизведения можно предложить детям выложить из бус пчелу, змейку или жука и спросить, какой звук они издают.

Этап 3. Творчество

На этом этапе я предлагаю детям коллективную работу: самостоятельно составить картину, заполнив контуры, а потом придумать рассказ по составленной картине.

На этом этапе, в процессе обсуждения рассказа, я также применяю дидактическую игру «Где находится предмет», целью которой является закрепление правильности употребления предлогов и их связок (НА – С; В – ИЗ).

Для закрепления навыков звукобуквенного анализа и синтеза дети выкладывают звуковые схемы слов. При этом, чтобы не путать детей, применяю цветовое обозначение, соответствующее гласным, твердым и мягким согласным, принятое в логопедии (зелёные бусы – мягкие согласные, синие – твердые).

Дети обычно с удовольствием играют в «буквы». Для поддержания интереса к занятию я использую «Угадайку» – отгадывание буквы по выложенным из бус ее элементам. Дети отгадывают букву по ее части, называют букву, придумывают пять слов, содержащие звук, который изображает эта буква, и наконец выкладывают из бус эту букву целиком.

Со старшими детьми, в рамках подготовке к школе, я использую технологию «Бусоград» для того, чтобы составлять схему предложения.

Мы вслух проговариваем сложное предложение, а дети составляют его схему, используя бусы соответствующей длины (чем длиннее слово, тем длиннее бусы).

Пользуясь технологией «Бусоград» и дидактическими играми в своей работе я хочу отметить что выкладывание фигур из бус:

1. Помогает развить и укрепить мелкую моторику у детей, а это, в свою очередь, запускает процессы развития речи.

2. Развивает фантазию, речь, которая обогащается, в том числе глагольной, оценочной и родовидовой лексикой.

3. Увеличивает словарный запас у детей, их рассказы стали структурными, с просматриваемой сюжетной линией.

4. Составленные детьми рассказы стали больше по объему, без пропуска структурных частей, сюжеты стали интереснее и разнообразнее.

5. Дети стали лучше общаться друг с другом, диалоги между ними стали развернутыми, вследствие чего дети стали лучше воспринимать информацию, получаемую от одногруппников.

«Бусоград» позволяет динамично изменять игры и упражнения, внося дополнительные материалы, которыми может стать что угодно: помпоны, цветные резиночки, счетные палочки, колечки.

При работе с бусами можно придумывать бесчисленное количество игр и упражнений. Технология малозатратна, не требует специальной подготовки, дидактические материалы не изнашиваются, не занимают большого места при хранении.

Игры с бусами – интересная, прогрессивная методика, которую я с удовольствием изучаю и применяю на практике.

Публикации по теме:

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Мини-лекция для воспитателей «Игры с бусами или рисование бусами». Технология Бусоград Мини-лекция для воспитателей «Игры с бусами или рисование бусами» (по методике М. И. Родиной «Кукляндия») Еще В. С. Сухомлинский сказал:.

Музыкальное занятие на основе игрового пособия М. Родиной «Бусоград» или «Волшебные игры Феи Бусинки»Музыкальное занятие на основе игрового пособия М. Родиной «Бусоград» или «Волшебные игры Феи Бусинки» (Дети под музыку заходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель) Муз. рук: Здравствуйте, мои друзья, Рада видеть всех.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыт использования метода визуализации информации «Ментальная карта»Опыт использования метода визуализации информации «Ментальная карта» Ментальная картаДля воспитанников дошкольного возраста ментальная карта является по сути демонстрационной, опорной  таблицей. Именно на.

Опыт использования развивающих игр Б. П. Никитина в математическом развитии детей среднего дошкольного возрастаОпыт использования развивающих игр Б. П. Никитина в математическом развитии детей среднего дошкольного возраста Цель: Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста развивающих игр Б. П. Никитина. Развивающие игры Б. П. Никитина способствуют.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУОпыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУ Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ Что такое Matatalab? Matatalab – это робототехнический.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Организация совместной деятельности старших дошкольников на развивающих занятиях с использованием методики «работа в паре»Организация совместной деятельности старших дошкольников на развивающих занятиях с использованием методики «работа в паре» Совместная деятельность – это деятельность двух и более участников образовательного процесса по решению образовательных задач на одном пространстве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Бусоград. Игры с бусами для дошкольников. Личный опыт использования методики
Опубликовано: 26 января 2024 в 14:49
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Бусоград. Игры с бусами для дошкольников. Личный опыт использования методики» (включая файлы) размещена пользователем Кокоченко Юлия (УИ 1291181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД