Cветлана Сумневич
Проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности «Будьте здоровы!»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 95»
Ленинского района г. Саратова
Будьте здоровы!
Проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности
старшего воспитателя Сумневич С. Н.
2013 г
Направления работы дошкольного учреждения:
- Создание модели дошкольного учреждения, обеспечивающего охрану и укрепление здоровья дошкольников, повышения сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка
- Воспитание здорового ребенка через целостный подход к оздоровлению средствами природы совместными усилиями детского сада и семьи
Публикация «Проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности „Будьте здоровы!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
- Воспитание экологической культуры дошкольников через выявление причинно-следственных зависимостей в природе.
В нашем детском саду созданы все условия для комплексного решения эколого-оздоровительных задач. Разнообразие объектов природы на территории детского сада дало возможность создать экологическую тропинку и разработать план эколого-оздоровительных мероприятий на ней.
В ДОУ работает медицинский кабинет. В детском саду создан зимний сад
Медицинский персонал совместно с педагогическим коллективом проводит ежегодно комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Поэтому в нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход в решении проблемы повышения уровня экологической культуры воспитателей и становления начал экологической культуры у дошкольников, а также охраны и укрепления здоровья детей.
Содержание проекта
Определение проблемы и цели
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни невозможно без учета современных знаний в области экологии. Саратов, как и другие города России, стал центром экологических проблем. Общее, что объединяет все территории страны - это ухудшение экологической обстановки, состояния здоровья населения. Здоровых детей приходит в детский сад с каждым годом все меньше и меньше.
На укрепление здоровья детей направлена вся работа сотрудников детского сада:
- лечебно-профилактическая
- физкультурно-оздоровительная
- просветительская
Но этого не достаточно для комплексного решения эколого-оздоровительных задач. Поэтому возникла необходимость участия детей и родителей в данной работе. На родительском собрании «Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с окружающим» руководитель творческой группы Сумневич С. Н. предложила родителям подготовительной группы принять участие в эколого-оздоровительном проекте «Будьте здоровы!» Медсестра выступила с докладом «Фитотерапия для детей, часто болеющих простудными заболеваниями»
Проект «Будьте здоровы!» ставит своей целью:
- Вовлечение старших дошкольников в проектную деятельность эколого-оздоровительной направленности
- Создание стимула в получении знаний о здоровье и здоровом образе жизни, о взаимосвязи человека с природой, о лекарственных растениях и навыков по уходу за растениями (фитоогорода, уголка природы, цветника)
- Обучение детей групповой деятельности.
Сбор информации по проблеме осуществлялся по трем направлениям:
- научно-энциклопедическое
- методическое
- медицинское
Педагоги, участвующие в проекте, поставили перед собой цель дать детям знания о ценности здоровья и здорового образа жизни для человека в процессе занятий и игровой деятельности.
Для этого была изучена следующая литература:
1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. М. :1995
2. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М. 1990
3. Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине. Саратов,1991
4. Волынский Б. Г. Лекарственные растения в научной и народной медицине. Саратов,1981
5. Савельева Н. Ю. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону,2005
6. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону,2005
7. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М. 2004
8. Авдеева Н. Н. Безопасность. - СПб. : «Детство-Пресс», 2004
9. Региональная программа «Основы здорового образа жизни» Ч. 1. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. Саратов, Научная книга, 2000
На начальном этапе осуществления проекта была организована встреча детей в врачом-педиатром. В результате встречи дети узнали много нового о здоровье человека, о способах закаливания организма, о фитотерапии. Познакомились с лекарственными растениями, используемыми для приготовления фитосборов. Узнали о местах произрастания лекарственных растений (лес, луг, овраг и др.) и о возможных способах выращивания некоторых из них на территории детского сада. Педагоги провели с детьми занятия по темам:
- Окружающая среда и человек
- Здоровье. Понятие о здоровом организме
- Здоровая пища
- Эмоциональное благополучие
- Путешествие в «лесную аптеку»
Закрепление полученных знаний происходило в игровой деятельности. С детьми были организованы сюжетно-ролевые игры:
- Центр здоровья
- Юные экологи
- Путешествие в лес
На территории детского сада организованы экскурсии в уголок нетронутой природы для знакомства с лекарственными растениями.
Планирование деятельности и выполнение проекта
В результате полученных знаний дети осознали ценность природы в жизни человека и усвоили способы оздоровления средствами природы.
В процессе коллективного обсуждения воспитатели и дети подготовительной группы решили создать на территории детского сада фитоогород.
Для успешной реализации эколого – оздоровительных задач дети разделились на группы по видам деятельности :
1 группа «Росток» занималась проращиванием семян и посадкой
2 группа «Пчёлка» осуществляла прополку, полив и рыхление
3 группа «Лаборанты» вела наблюдения за растениями и фиксировала наблюдения в календаре
4 группа «Заготовители» осуществляла сбор растений
5 группа «Оформители» совместно с воспитателями оформили гербарий лекарственных растений.
На основе полученной информации для фитоогорода были выбраны растения, имеющие наибольшую жизнестойкость, экологическую, оздоровительную значимость.
Родители были привлечены к приобретению посадочного материала (семена календулы, ромашки, мяты) и сбору лекарственных растений на дачных участках (плоды боярышника, шиповника, листья чёрной смородины).
Воспитатели с детьми обсудили работу каждой группы и спланировали деятельность детей с апреля по август. Провели беседы по темам:
- Условия, необходимые для жизни растений
- Составление гербария
- Как правильно сажать растения и как за ними ухаживать
- О пользе растений в жизни человека
Работа по выращиванию, уходу и сбору лекарственных растений имеет познавательный и исследовательскй характер.
В фитотерапии можно использовать растения, растущие за пределами города в дали от дорог и предприятий.
В конце лета педагоги с детьми оформили гербарий лекарственных растений, выращенных на фитоогороде и произрастающих в уголке нетронутой природы.
На следующем этапе дети разделились на две группы для создания альбома сказок о лекарственных растениях.
1 группа «Сказочники»
2 группа «Художники-оформители»
В процесс придумывания сказок были привлечены родители детей.
Этот этап является результатом совместной деятельности воспитателей, детей, родителей и дополняет реальные исследования в области лекарственных растений, способствует формированию потребности к оздоровлению средствами природы.
Заключительным этапом реализации проекта было участие детей в празднике «Лес – зелёный доктор».
Результаты и перспектива
Участие детей в проектной деятельности показало, что для усвоения экологических понятий и формирования потребности здорового образа жизни достаточно организовать совместную работу воспитателя и детей в процессе занятий, бесед, игровой деятельности. Но для формирования отношения к объектам природы и понимания ценности природы для человека, необходимо практическая деятельность детей, направленная на получение результатов.
Дети подготовительной группы приобрели знания о способах укрепления здоровья, об условиях жизни и применения лекарственных растений, навыки по выращиванию и сбору лекарственных растений.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в приобщении детей к общечеловеческим ценностям и формировании чувства ответственности за коллективное дело. Экологическая воспитанность выразилась в гуманно-ценностном отношении к природе. У детей появилось желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые для жизни условия.
Для организации эколого-оздоровительной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении необходимо:
1. Проведение ежегодного анализа заболеваемости детей и диагностическое обследование детей по вопросам экологического воспитания.
2. Составление плана эколого - оздоровительной работы с детьми ДОУ а) в группе
б) на экологической тропинке
3. Проведение медицинским персоналом просветительской работы по проблеме здорового образа жизни.
4. Организация работы с родителями по ОЗОЖ