Любовь Пряморукова
Бригадный труд в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной педагогике выделяются четыре вида труда – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и труд в природе, а также три формы его организации (поручение, дежурство, коллективный труд).
Я работаю по основной образовательной программе детского сада, разработанной на основе комплексной программы «Детский сад. Дом радости». В программе большое значение придается трудовому воспитанию, привлечению детей к самостоятельному посильному труду, объяснению его значения в жизни людей, формированию у ребенка нравственных ориентиров, трудолюбия.
Публикация «Бригадный труд в детском саду» размещена в разделах
Уже со второй младшей группы дети приучаются к тому, что необходимо прогнозировать результат своего труда. Для этого используется модель выполнения любой работы – рука, где:
- мизинец – цель, то есть что я задумал сделать (например, сделать руки чистыми).
- безымянный палец – предмет труда (из чего хотим сделать – то есть исходное состояние – сейчас руки грязные).
- средний палец – средства труда (какие инструменты нам нужны, чтобы это сделать, в данном случае мыло, вода, полотенце).
- указательный – действия (порядок действий, в данном случае сначала намылить руки, затем разотрем каждый пальчик, сделаем «манжеты»; смоем водой и т. д.)
- большой палец – результат (какой мы получим результат от проделанной работы, в данном случае руки стали чистые, сухие, в качестве доказательства – чистое, но мокрое полотенце).
Так как сегодня я предлагаю мастер класс бригадного труда по мытью игрушек, рассмотри базовую модель деятельности рука, которая является уже в младшей группе основой бригадной деятельности подготовишек в данном виде труда.
– мизинец- цель, то есть то, что я задумал сделать (сделать игрушки чистыми).
- безымянный палец – предмет труда (из чего хотим сделать – то есть исходное состояние – сейчас игрушки грязные,
- средний палец – средства труда (какие инструменты нам нужны, чтобы это сделать, в данном случае мыло, вода, игрушки, салфетки, тазы с водой).
- указательный палец – действия (порядок действий, в данном случае сначала намочить игрушки, намылить их, вымыть их, вымыть, ополоснуть, вытереть насухо).
- большой палец – результат (какой мы получим результат от проделанной работы, в данном случае игрушки стали чистые, сухие).
А то, как этому научить и является основным предметом рассмотрения технологии «Детский сад – дом радости». И основополагающим технологическим приемом здесь является «Лесенка успеха», состоящая из четырех ступенек, по которым поднимаются педагоги со своими воспитанниками в течении занятия, дня, года и всего дошкольного периода.
На самой первой ступеньке воспитатель выступает в качестве актера, где воспитатель разыгрывает перед детьми театр мытья игрушек, где рассказывает, показывает, объясняет алгоритм мытья игрушек. Сначала берем тазы, салфетки, мыло, потом набираем воду в тазы (для одной бригады нужны два таза, ставим на стол, затем берем игрушки мочим их в воде, затем мочим мыло, намыливаем игрушку, трем ее, затем полоскаем, и вытираем насухо. А ребенок внимательно наблюдает за действиями педагога. На этой ступени мы видим взаимоотношения ребенок – взрослый.
Вторая ступень – «вкусный собеседник», где ребенок и воспитатель моют игрушки вместе. Здесь ребёнок и воспитатель учатся договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. На этой ступени мы можем наблюдать за взаимоотношениями ребенок – взрослый – ребенок.
Третья ступень – «дирижер». На данной ступени – ребенок – ребенок.
И четвертая ступень – «очарованный зритель». На этой ступени воспитатель выступает в роли зрителя, а ребенок моет игрушки сам, а воспитатель смотрит «театр» ребенка. А на самой верхней ступени целесообразно ввести модель ребенок – ребенок, работа в паре по типу совместного труда.
В средней и старшей группе навык совместного труда закрепляется уже в тройках и четверках.
За неделю до бригадного труда выбирается бригадир. Сначала бригадира выбирает воспитатель. А уже сам бригадир выбирает себе бригаду. Здесь очень важно, чтобы бригадир не выполнял работу за всех. Его задача – распределить обязанности так, чтобы каждый участник бригадного труда выполнил свое задание.
Бригадный труд содействует воспитанию лидерских умений менеджмента: организовать свою деятельность и каждого участника бригады. Дети упражняются в умении договариваться, уступать друг другу, подчиняться требованию бригадира. В подготовительной к школе группе еженедельный бригадный труд позволяет бригадиру на протяжении месяца вырасти в хорошо уверенного в себе организатора. В группе из 28 человек образуются 4 – 5 бригад в разном составе, но не более 5 человек.
Всегда остаются дети, не попавшие в бригаду по разным причинам. Они получают индивидуальные задания.