Ольга Белова
Босоножье-как одно из нетрадиционных видов закаливания профилактики ОРВИ у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что в современных условиях происходит снижение состояния здоровья детей дошкольного возраста : практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья. В связи с этим особое значение приобретает проблема оздоровления дошкольников, повышения их защитных механизмов. В этом отношении огромная роль принадлежит естественным механизмам сохранения здоровья, к числу, которых прежде всего относят закаливание. Закаливание является одним из наиболее мощных и эффективных средств физического развития. Оно позволяет не только укрепить и сохранить здоровье, но и является важнейшими факторами в развитии адаптационных механизмов, помогающих ребенку приспособиться к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Публикация «Босоножье-как одно из нетрадиционных видов закаливания профилактики ОРВИ у дошкольников» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Проблема состоит в том, чтобы наиболее эффективно с максимальной пользой для физического развития ребенка осуществлять закаливание. Противоречие заключается в том, что нередко закаливанию либо не уделяется соответствующего внимания.
В настоящее время актуален поиск новых форм физического развития. К ним можно отнести нетрадиционное закаливание, фитнес-активность, использование таких упражнений, как аэробика, калланетика, фитбол, танцевальные упражнения, водные упражнения.
Физиологическая сущность закаливания
Закаливание понимается как повышение устойчивости организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов – холода, тепла, солнечной радиации - вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий.
В основе закаливания лежит тренировка центральных и периферических звеньев терморегуляторного аппарата, стимуляция защитных сил, снижение чувствительности организма к вредным воздействиям раздражителей внешней среды. Постоянное систематическое и целенаправленное строго дозированное воздействие раздражающих факторов приводит к развитию адаптивных приспособительных реакций, снижающих чувствительность организма к их действию. В результате повышается устойчивость организма к таким погодным факторам, как холод, жара, сырость, атмосферное давление и др., которые при длительном влиянии могут привести к различным заболеваниям. Организм получает возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой температуры и т. д. Закаливание также повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, усиливая имунные реакции.
Как отмечает В. П. Спирина, под влиянием закаливания, в процессе продолжающегося интенсивного развития головного мозга координирующая роль центральной нервной системы в регуляции деятельности внутренних органов увеличивается, реакция организма становится все более экономной, способность к тренировке детей улучшается. На примере закаливания низкими температурами можно проследить механизм координации физиологических функций. Раздражение рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей вызывает кратковременное рефлекторное сужение поверхностных кровеносных сосудов с последующим их расширением. В то же время рефлекторно меняется функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изменяется частота и ритм пульса, величина артериального давления, частота и глубина дыхания. В результате всех этих изменений улучшается уровень обмена веществ, реактивность и сопротивляемость всего организма. По мере тренировки, достигаемой систематическим повторением раздражающего воздействия, распространенность ответной реакции сокращается, постепенно ограничиваясь только «игрой вазомоторов» - сужением и расширением сосудов на месте действия раздражителей. При этом сокращается и время между первичным спазмом сосудов и их расширением. Постепенное увеличение силы раздражения повышает степень тренированности организма.
В эффекте закаливания можно видеть две стороны – специфическую и неспецифическую. Закаленность человека строго специфична по отношению к закаливающему фактору : определенная ответная реакция вырабатывается только в тех условиях, которые систематически повторяются. Если ребенок встречается с более резкими воздействиями (более холодный воздух или вода, чем те, которые использовались для закаливания, то ответной реакцией окажется недостаточно для сохранения нормальной жизнедеятельности организма и ребенок может заболеть.
Вместе с тем нельзя не отметить и другую закономерность, определяющую неспецифический эффект закаливания, который проявляется в том, что любые закаливающие процедуры оказывают общее благотворное воздействие на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов. Благодаря этому совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла, но также и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие.
Таким образом, в основе закаливания лежит закономерность, согласно которой растущий организм должен обязательно подвергаться воздействиям температурных колебаний. Они являются непременным условием его эффективного роста и развития. Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее к влияниям внешней среды будет организм.
Закаливание осуществляется при помощи различных методов, как традиционных, так и нетрадиционных. К нетрадиционным видам закаливания относят такие, как моржевание, обливание в любую погоду холодной водой по системе «Детка», хождение босиком в течение всего года, термотерапия и другие.
Большинство из них неприемлемо для детей дошкольного возраста. В то же время многие из них можно использовать в условиях ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их состояния здоровья.
Осуществляя нетрадиционное закаливание, необходимо, прежде всего провести обследование здоровья детей, в том числе физического развития и функционального состояния детского организма, выявить показания к проведению определенного вида закаливания, дозирование закаливающих мероприятий, выбор вида и способа закаливания, определить соответствие закаливающей нагрузки физическим возможностям ребенка.
Одним из наиболее перспективных и общедоступных видов оздоровления и закаливания является массаж. Массажем называют поглаживающее и растирающее воздействие на кожу, которое активизирует периферическую нервную систему, а через нее - и весь организм. Массаж улучшает не только движение крови, но и лимфы и межтканевой жидкости, что усиливает и ускоряет обмен веществ, положительно влияющий на физическое и психическое состояние человека.
В практике используют две разновидности современного оздоровительного массажа - традиционный, связанный с массированием всей поверхности тела, и восточный - точечный, связанный с целенаправленным воздействием на биологически активные точки, расположенные по всему телу человека.
В последние годы получил распространение нетрадиционный метод закаливания - испарительное закаливание. Как отмечает З. С. Макарова, данный вид закаливания является полноценной альтернативой моржеванию, так как при его использовании достигается подобный результат, но более мягким и безопасным способом. Использование данного вида закаливания затруднительно в условиях ДОУ, так как процедура используется индивидуально с каждым ребенком, при ее проведении необходима особая осторожность, поэтому воспитатель может порекомендовать, родителям осуществлять данную процедуру дома.
В современной литературе много внимания уделяется различным видам нетрадиционного закаливания, в том числе методу П. К. Иванова, моржеванию и др. Необходимо помнить, что в этих методиках речь идет о взрослых людях, но не о детях. Поэтому не следует организовывать интенсивное закаливание холодом в ДОУ.
Широкое распространение получила такая закаливающая процедура, как хождение босиком. Хождение босиком - тоже своеобразные сеансы точечного массажа плюс температурное воздействие. Подошвы ног - одна из самых мощных рефлексогенных зон, поэтому ходьба босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии. Но в условиях ДОУ это неприемлемо, для данного вида закаливания используют занятия физической культурой в зале или бассейне. С целью предупреждения плоскостопия рекомендуется хождение босиком по ребристой поверхности, по песку, мелким камушкам.
Таким образом, в условиях ДОУ используются различные нетрадиционные виды закаливания : термотерапия, различные виды массажа, хождение босиком, испарительное закаливание. Использование каждого вида закаливания затруднительно в условиях ДОУ, так как процедуры при ее проведении требуют специальных условий, а т. е. материальных затрат.
Педагоги МБДОУ КВ ДС №10 «Антошка», понимая важность проблемы приняли решение об усовершенствовании и расширении системы мер по укреплению, сохранению здоровья воспитанников. Поэтому, ежегодной целью развития ДОУ ставится- укрепление и сохранение здоровья детей, которая решается через реализацию различных задач, в т. ч. внедрение в практику как традиционных, так и нетрадиционных доступных видов закаливания (самомассаж горла, носа, ушных мочек, стоп, босоножье на зарядках, занятиях, в свободное время). Мы считаем, что «Босоножье» - это отличное, доступное, не материально затратное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня (Приложение1). Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года. За несколько лет применения этого метода мы добились неплохих результатов.
Приложение1
«Босоножье»
группа Виды ходьбы и дозировка
теплый период Время Холодный период время
Ранний возраст ходьба и бег по одеялу и полу навеса 5-30 мин ходьба и бег по ковру в носках 5-30 мин
Младшая группа ходьба и бег по теплому песку, траве 5-45 мин Ходьба по ковру босиком 5-30 мин
Средняя
группа ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту 5-60 мин Ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по по полу. 5-30 мин
Старшая группа ходьба и бег по земле, воде, асфальту 5-90 мин Ходьба и бег босиком по комнатному полу 5-30 мин
6-7 лет Ходьба и бег по
различным видам
почвы, покрытиям земли От 5 мин и неограни-ченно Свободный бег и ходьба в группе 5-30 мин