Наталия Грудцинова
Бинарное занятие по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе «В гости к нам пришёл Петрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: дети группы №3 общеразвивающей направленности
муз. руководитель М. В. Куликова
воспитатель по ИЗО А. М. Юмашева
воспитатель группы №3 Н. Н. Грудцинова
Цель: формировать духовно-нравственные качества детей, интерес к истории своего народа.
Задачи: развивать в ребёнке способность эмоционально откликаться на художественный вымысел игры, развивать эстетические чувства детей, пластику рук, тембровый слух, развивать мелкую мускулатуру рук, внимание; обогащать словарный запас, развивать связную речь; расширять кругозор ребёнка, познакомить с историей возникновения куклы Петрушки; воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, сочувствие.
Публикация «Бинарное занятие по духовно-нравственному воспитанию детей в старшей группе „В гости к нам пришёл Петрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2014
Оборудование: кукла Петрушка, ширма, детские музыкальные инструменты, проектор, экран., магнитофон, пианино, пластилин, основа от «Киндер-сюрприза».
Предварительная работа: беседа о скоморохах, шарманщиках и рассматривание иллюстраций по теме, управление куклами БИ-БА-БО.
Ход НОД
Муз. рук. Встретил марш вас так привычно!
Но что-то в зале необычно?
Вижу много я гостей
Поприветствуем их скорей!
(Дети выполняют упражнение «Доброе утро»)
Доброе утро! (разводят руки в стороны)
Улыбнись скорее (складывают руки полочкой под «подбородком»)
И сегодня весь день (пружинка)
Будет веселее! (руки вверх)
Мы погладим лобик, носик и щёчки, (по тексту)
Будем красивыми, (наклоны головы к плечу)
Как в саду цветочки.
Разотрём ладошки (по тексту)
Сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем,
Смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова (складывают руки полочкой под подбородком)
Будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)
(Дети садятся на стулья.)
Муз. рук. (обращает внимание детей на колпак.) Смотрите, что это? Чей это колпак? Ребята, кто из вас носит такой головной убор? Кто-то здесь забыл этот убор… Отгадать это поможет нам музыка.
(Звучит мелодия И. Брамса «Петрушка»)
Муз. рук. Итак, это колпак Петрушки. А где же он? Спрятался, озорник! Но мы тебя найдём и в этом опять нам поможет музыка.
(Дети исполняют песню «Петрушка» на мелодию И. Брамса)
Петрушка (появляется на ширме). Я Петрушка, Петрушка,
Я весёлый, нарядный, смешной!
Никакая на свете игрушка
Ни за что не сравнится со мной!
Здравствуйте, дети!
(Звучит рус. нар. мелодия «Во саду ли в огороде»)
Муз. рук. Ребята, вам понравился Петрушка? Какой он?
Дети. Весёлый, забавный, смешной, ловкий, находчивый, озорной… Верно, но Петрушка таким был не всегда.
(Слайдовая презентация «История появления куклы Петрушка».)
Воспитатель. Давным-давно, много лет назад, появилась кукла под названием Петрушка. На лице, вырезанном из дерева, чётко выделяется огромный нос с горбинкой, широко раскрытый рот.
Многие люди ошибочно считают этот злобный оскал Петрушки добродушной улыбкой, но поначалу Петрушка был отрицательным персонажем.
Одет Петрушка в красную рубаху, колпачок с кисточкой, брюки, заправленные в сапожки.
Выступления Петрушки проходили на ярмарках, площадях, во дворах. Обычно с Петрушкой ходили скоморохи. Вспомним, кто это?
Дети. Весельчаки, акробаты, жонглёры, музыканты, фокусники, вовлекающие зрителей в свою игру.
Воспитатель. Верно. Итак, один из скоморохов был кукловодом, другой музыкантом с шарманкой. Как называют его?
Дети. Музыкант с шарманкой - шарманщик.
Воспитатель. Так как им приходилось постоянно передвигаться (с ярмарки на площадь, с площади во двор и т. д., то из имущества были лишь маленькая ширма, ящик с куклами и шарманка.
Особым предметом в выступлениях Петрушки была обыкновенная палка, которой он бил своих недругов. Иногда палка имитировала ружьё, скрипку или иной предмет.
Шли годы, всё менялось и меняется наш Петрушка. Он перестал быть злым грубияном, драчуном, насмешником, теперь это озорник, шутник, весёлый персонаж.
Сейчас костюм Петрушки сшит из разноцветных клочков яркой ткани, на колпачке уже не одна, а несколько кисточек.
Спектакли с его участием забавляют зрителей.
Муз. рук. А сейчас мы с вами побываем на одном из таких представлений.
(На ширме появляется Петрушка.)
Петрушка. Собирайся, народ! К вам Петрушка идёт!
На голове колпак, в кармане медный пятак.
Я сейчас веселье затею и от улыбок ваших разбогатею.
Муз. рук. Ребята, хотите поучаствовать в представлении и попробовать сами «оживить» Петрушку?
(Дети по очереди водят куклу и проговаривают уже знакомые заклички, скороговорки, песенки. Затем Петрушка прячется.)
Муз. рук. Дети, а где же Петрушка? Куда он пропал?
Петрушка. Ой-ой-ой!
Муз. рук. Кто это так кричит?
Петрушка. Это я, Петрушка!
Муз. рук. Ты где?
Петрушка. Здесь я, здесь! Никак выбраться не могу, на меня какие-то инструменты упали.
Муз. рук. Вот беда! А какие же инструменты?
Петрушка. Музыкальные! Я не знаю как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек…
Муз. рук. Давайте поможем Петрушке назвать инструменты, пусть он нам на них сыграет, а вы угадывайте.
Петрушка. Ребята, а вы на инструментах играть умеете?
Муз. рук. Давайте, покажем Петрушке нашу любимую игру «Оркестр»
(Дети берут инструменты и оркеструют знакомую мелодию. Затем Петрушка хвалит детей, аплодирует им, а потом грустит.)
Муз. рук. Что случилось! Почему ты загрустил?
Петрушка. Вас так много, вы такие дружные, а у меня совсем нет друзей.
Муз. рук. Этому горю мы поможем. Ребята, давайте сделаем Петрушке друзей! Поможет нам в этом Воспитатель по ИЗО.
(Дети садятся за столы и делают куклу.)
Муз. рук. У вас получились прекрасные друзья для Петрушки. Давайте с ними исполним танец.
(Танец с изготовленными Петрушками.)
Итог НОД.