Галина Худякова
Консультация «Безопасность детей дома»
Формирование основ безопасности детей является актуальной и значимой проблемой.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Публикация «Консультация „Безопасность детей дома“» размещена в разделах
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Важным условием соблюдения правил безопасности является личный пример родителей, не стоит делать какие-то вещи заведомо опасные, чтобы ребенок это не запомнил и не использовал в своем опыте.
Некоторые родители оставляют ребенка еще в возрасте дошкольника. Делать это нужно очень осмотрительно и на короткое время. Приучать ребенка оставаться дома одному следует постепенно, отходя от чада буквально на 10-15 минут.
Важно, чтобы малыш знал, что делать можно, а что нельзя. Первые пребывания детей дома без взрослых дома не могут обойтись без инструктажа.
Малыш обязательно должен быть обучен азам самостоятельности. Желательно, чтобы ребенок умел пользоваться телефоном, чтобы вызвать родителей в случае опасности.
Говоря с малышом о безопасности, взрослый человек должен представлять, что объясняет это равному себе по возрасту, но только легким языком. Нельзя применять формы: «Ты обязан, тебе нельзя». Лучше спокойным, уверенным тоном объяснять, что многое на первый взгляд знакомое таит в себе опасности.
Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…
-умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?
-умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?
-не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?
-знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?
-не склонен наносить увечья себе или окружающим?
-имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?
-знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?
-не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?
Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома.
И так мы остались одни дома. Дом – это наша крепость, а мы ее защитники.
Дом ассоциируется с надежностью и безопасностью. Но когда дома один остается маленький ребенок, то семейное гнездо превращается в очень опасное место. Как объяснить ребенку правила поведения в доме?
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Во избежание падений с высоты необходимо обратить внимание на окна и балконы. Все запирающие устройства на окнах и дверях балконов должны находиться в исправном состоянии. В обязательном порядке они оснащаются замками-блокираторами от детей. Лучше всего, если это будут замки со съёмными ручками.
Балконную дверь можно дополнительно оборудовать ещё одним запирающим устройством на высоте, исключающей доступ ребёнка к нему. Нужно взять за правило закрывать двери и окна на все имеющиеся запорные устройства, даже если ребёнка сейчас нет дома.
Обучая детей правилам безопасности поведения дома, очень важно уделить внимание не только редким и исключительным случаям, но и простым для нас, людей взрослых, поскольку детям все эти случаи пока не являются такими очевидными.