Светлана Попова
Беседы об искусстве «Здравствуй, Зимушка-Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Звучит музыка («Декабрь» П. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года», дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале.
Музыкальный руководитель : Добрый вечер, дети! Нас встречает музыка в нашей музыкальной гостиной. «Музыка», так что же это такое? Это огромный волшебный мир. Мир звуков на первый взгляд, может и непонятный, но вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкое дуновенье ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели. А может, это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнышка? Да, музыка это целый мир, где соседствуют природа, ожившие герои сказок и мы с вами. Музыка, которая встретила нас сегодня, уже знакома и понятна вам. Как называется пьеса?
Публикация «Беседы об искусстве „Здравствуй, Зимушка-Зима“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Дети: «Декабрь» -П. И. Чайковский
Музыкальный руководитель: Да, верно, и мы сегодня говорим о П. И. Чайковском. Его музыка понятна каждому человеку. Чайковский языком музыки рассказывал о нашей природе, нашей Родине. А с чего начинается Родина?
Звучит песня «С чего начинается Родина» муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского.
Музыкальный руководитель: Родина-это солнце, небо, мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками, собирать звуки в самую прекрасную музыку. Родина прекрасна во все времена года. Сейчас зима, многие поэты, композиторы, живописцы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, ясные краски. Давайте и мы поговорим о зиме, послушаем музыку, вспомним стихотворения, рассмотрим картинки. Зима-какая она? Какими красками художница-природа рисует зиму? (ответы детей)
Появляется взрослый в костюме Зима
Зима : Здравствуйте, мои друзья! Вы обо мне? А вот и я!
Дети исполняют хоровод «Здравствуй, гостья Зима»- муз. народная сл. И. Никитина
Зима: Я-великая волшебница Зима. Могу раскрыть вам волшебную тайну звуков, слушайте, и музыка унесет вас далеко-далеко. Вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения. Слушайте!
«Вальс снежных хлопьев»- П. Чайковский из балета «Щелкунчик»
Зима ходит по залу, зажигает свечи, верхний свет приглушен.
Зима: Какая это музыка? О чем она вам рассказала? Мы как бы увидели заснеженный лес, услышали, как начинается буря, вот первые легкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует все сильнее, сильнее и вдруг бросает нам в лицо пригоршню снега и тут мчится прочь. И вот уже все кругом занесено белым пушистым снегом. Вьюга улеглась. Деревья стоят словно зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба. Вам понравилась картина нарисованная музыкой? Не хватает только красивых, выразительных поэтичных слов.
Дети читают стихи о Зиме, рассматривают репродукции картин
Зима: Как красиво в лесу. Попробуйте представить зимний день, один из многих, которыми живет лес
Зима: Новые пейзажи рождают новую музыку, послушайте. Звучит фрагмент симфонии №1 «Зимние грезы» П. Чайковского. Какая это музыка? Расскажите о ней (ответы детей). Выберите картину и вспомните стихотворение подходящие к такому образу зимы.
Зима: Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет
То, заплачет, как дитя
Исполнятся танец «Снежинок»
Зима: Я очень люблю вас, дети, и стараюсь доставить вам радость зимними забавами: играми в снежки, катанием на санях, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Зима: Композитор передает ритм скачущей тройки. Мы как бы видим ее сначала издали- музыка звучит тихо, приглушенно, затем тройка приближается- музыка становится громче, отчетливее слышен стук копыт. Постепенно тройка удаляется- музыка затихает, и вот тройки уже не видно совсем. На каком инструменте была исполнена это музыка?
Дети: На фортепиано
Зима: А теперь вам такое задание: постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов, которых вы сами можете выбрать.
Дети выбирают колокольчики, бубен, металлофон, деревянные ложки, импровизируют на инструментах под грамзапись.
Зима: Вышел месяц молодой,
Зажег звезды чередой.
И пришла пора прощаться,
Хоть и жаль нам расставаться
Звучит пьеса «Декабрь» П. Чайковского
Зима: (гасит свечи) стихает музыка, свечи погасли. До новой встречи! Под затихающую музыку Зима исчезает.
Музыкальный руководитель: Вот она, какая наша Зимушка Зима. Чтобы подольше ее образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать ее: яркую, нарядную, сверкающую или суровую, притихшую, затаившуюся перед снежной бурей. А можно нарисовать веселую картинку детских забав: игры со снегом, катание на санях, лыжах, коньках. Сегодня мы слушали музыку композитора П. Чайковского. Мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться стихами, стихи с картинками. И все это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И все это музыка! Музыка звуков, стихов, красок! Музыка- это все прекрасное, что нас окружает