Галина Гусарова
Беседы для познавательного общения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель бесед : обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о добре, милосердии, дружбе, культуре общения; развивать самосознание детей; моделировать проблемные ситуации и их решения; развивать познавательный интерес; развивать внимание, память, воображение, образное мышление, формировать интерес к общению со взрослыми, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес ребенка к себе как формирующейся личности.
ЧТО ТАКОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО?
Публикация «Беседы для познавательного общения» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитатель приносит планшет с изображением дерева, рисунки, изображающие условно мать, отца, дедушку, бабушку, сына, дочь, младенца.
Воспитатель: Ребята, я вам принесла очень необычное изображение дерева и кружки, изображающие членов семьи. Кто – нибудь догадался, о чем будет наша сегодня беседа?
-Кто из вас знает, что такое генеалогическое дерево? Генеалогия – это систематическое собрание сведений о происхождении и родстве членов вашей семьи.
- Давайте попробуем составить генеалогическое дерево и понять, что это такое. На примере одной семьи рассмотрим, кто в ней живет, и обозначим ее членов этими рисунками.
- У твоей мамы есть мама? Кем она является для тебя? Как ее зовут?
- У твоей мамы есть папа? Кем он является для тебя? Как его зовут?
- Есть ли у твоей бабушки и твоего дедушки еще сыновья и дочери, кроме твоей мамы? Как их зовут?
- У твоего папы есть мама? Кем она является для тебя? Как его зовут?
- У твоего папы есть папа? Кем он является для тебя? Как его зовут?
- У твоих бабушки и дедушки есть еще дети, кроме твоего папы? Кем они являются для тебя?
- Дети ваших бабушек и дедушек – это ваши родственники, тети, дяди, двоюродные братья и сестры.
- Как вы думаете, у ваших бабушек и дедушек были мамы и папы? Да, у них тоже были или есть родители, и для вас они прабабушки и прадедушки. У кого есть прабабушка и прадедушка?
- На этом ваш род не заканчивается. Ведь у ваших прадедушек и прабабушек тоже были родители – прапрабабушка и прапрадедушки. Поэтому корни вашего генеалогического дерева надо искать в глубине истории. Это очень интересно!
-Сколько родственников в вашем генеалогическом дереве? Дружите ли вы со своими родственниками? Какие праздники отмечаете вместе с ними?
- Если мы представим вашу семью начиная с бабушек и дедушек, в виде дерева, кто будет его корнями? Кто будет ветвями? Кто листочками?
Воспитатель завершает беседу :
-Если вы будете, друг друга любить, уважать, беречь, не забывать, ваше родословное дерево будет всегда живым, крепким, будет расти, потому что вы также станете, взрослыми и у вас будут свои дети.
СКОЛЬКО МАМ В ТВОЕЙ СЕМЬЕ?
Воспитатель начинает беседу :
- Ребята, мы недавно поздравляли с праздником ваших мам и бабушек. Мы составили большой альбом из фотографий ваших родителей.
- У каждого из вас есть мама. Знаете ли вы ее имя и отчество? А как вы ее называете? Как ее называет папа? Как ее называют бабушка, дедушка?
- Опишите свою маму. Какая она? Наверное, у каждого из вас мама самая лучшая, самая красивая!
- Мама каждый день заботится о вас, а когда она была девочкой, кто о ней заботился?
- Кто является мамой вашей мамы?
- Кто ваша мама называет свою маму?
- Кто ваша мама заботится о своей маме?
- Бабушка живет вместе с вами Лии отдельно?
- Чем твоя мама похожа на свою маму?
- Кто больше проводит с вами времени – мама или бабушка?
- У вас есть прабабушка? Как ее зовут? Сколько ей лет?
- Кем ты приходишься своим бабашке и дедушке?
- За что ты любишь бабушку и дедушку?
- Что бы ты разрешал делать внукам, если был бы на месте бабушки или дедушки?
- Чем ты радуешь свою маму?
- Чем твоя мама радует свою маму?
- Каждый из вас к празднику 8 Марта делает мамам и бабушкам подарки, а чем их можно радовать каждый день?
- Давайте попытаемся составить схему твоей семьи и посмотреть, кто кем для кого становится, когда взрослеет (используют фотографии или условные символы).
- Вот видите, в семье может быть иногда три мамы! И у них есть дети.
Воспитатель заканчивает беседу :
В дружной семье все друг друга любят, уважают, помогают друг другу. Берегите своих мам, бабушек и прабабушек. Пусть они живут долго и счастливо.
ТЫ – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ.
Воспитатель начинает беседу :
- Дети, на нашей планете Земля живут вместе народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ничего лишнего. Человек – часть природы, вне ее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнение воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний, и даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению экологического баланса и гибели других их видов. Все вы знаете о Красной Книге. Помните о том: вы всегда должны бережно относиться ко всему живому, что вас окружает, чтобы наша Земля не превратилась в пустыню.
- Считаете ли вы животных своими друзьями? Почему?
- Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с вами жизнь? Если да, то чем?
- Как за вами ухаживать мама? Надо ли так ухаживать за растениями, чтобы они росли и цвели?
- Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он тогда будет жить?
- Вам бывает больно, когда вам случайно наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете его ветку, обрываете листок, цветок?
- Если мама вас не будет вовремя кормить, забудет вам приготовить завтрак или обед, как вы себе будете чувствовать? Что будет, если не полить растение, не покормить животных, рыбок?
- Если мама не будет вас умывать, мыть, какими вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как будет себя чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть его клетку?
- Как вы думаете, настроение человека и животных зависит от погоды?
- Если бы вы были волшебником, в какого животного или растение вы бы хотели превратиться? Почему? Похожи ли они на вас? Чем?
Воспитатель завершает беседу :
- Берегите природу. Берегите животных и растения. Они наши меньшие братья.
КАК НАДО НАЗЫВАТЬ РОДНЫХ?
Воспитатель начинает беседу :
- Тебя постоянно окружают близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они все очень разные. У каждого из них есть свои имена. Каждый день ты с ними общаешься. Давай с тобой вспомним, как ты называешь своих маму, папу, бабушку, дедушку.
- Ты любишь их?
- Почему?
- А что делает твоя мама дома?
- Какой характер у твоей мамы?
- Как ты обычно называешь свою маму?
- Как называет твою маму папа?
- Как ты называешь своего папу?
-Как называют твою маму бабушка и дедушка?
- Когда к твоей маме приходят подруги, знакомые, как они ее называют?
- Почему они так называют ее?
- Как зовут твоего папу?
- Как мама называет папу?
- Как папу называют бабушка с дедушкой?
- Как зовут твоих бабушку и дедушку?
- Как их называют твои родители?
- Представь, что ты гуляешь с бабушкой или с дедушкой и к вам подошла соседка – как она будет называть твоих бабушку и дедушку? Почему именно так?
- Если твои бабушка и дедушка заболеют, как ты их будешь называть?
Воспитатель заканчивает беседу :
- Сегодня вы узнали, кто кого и как зовет у себя в семье. Важно, чтобы правила вежливости и уважительного отношения друг другу были главными в любой семье.