Екатерина Митасова
Конспект беседы в старшей группе «Быт кубанских казаков».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Программные задачи: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, подборка фотографий, мультимедийное сопровождение.
Публикация «Конспект беседы в старшей группе „Быт кубанских казаков“, » размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Темочки
Материалы: Аудио запись песен Кубанского Казачьего хора, фотографии быта казаков, макет печи, тесто соленое, дощечки, скалки, куклы казака и казачки.
Ход занятия:
Мотивированный момент:
(Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань - ты наша Родина», воспитатель в кубанском костюме входит с детьми.)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)
-Правильно.
А теперь послушайте отрывок из стихотворения о Кубани. (музыка)
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Покажут, как землю
Ворочают плугом
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.
-Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. (изображение на картине, фото, макет подворья)
-А что такое хата? (ответы детей)
-В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) (фото казака)
-Ребята, давайте вспомним пословицы про казака :
Казак без коня,что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает,а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак-атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.
-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
-А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)
-А сейчас, ребята, вам задание, одеть в костюмы казака и казачку (вырезные куклы с набором вырезной бумажной одежды, современной и казачьей)
-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)
-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке.)
-В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.
-А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик). (фото)
-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра-это горшочек из глины) (фото)
-вот тесто замешано, и сейчас мы с вами будем лепить пироги (лепка из соленого теста)
Ну, налепили и отправляем в русскую печь (макет печи, фотографии)
Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи,- на стол мечи».
«Печь нам – мать родная»,
«У печи всё красное лето».
Хлебом не корми, только с печи не гони.
Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
-Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, про что они.
«Шуба в избе,
Рукав на улице».
* * *
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.»
Игра «Тесто»
(под русскую народную мелодию) Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается.
-Ребята, садитесь продолжим путешествие.
-Ну, а чаем поили гостей из….(самовара). (фото, картинки)
- Правильно.
-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка) (фото, картинки)
-А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.
Дети имитируют движения.
-копать
-нести коромысло
-хлеб класть в печь
-месить
-класть яблоки в корзину
-гладить
-прясть
Молодцы, дети. Мы продолжаем наше путешествие.
-А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник) (фото, картинки)
-Какие цвета использовались в вышивке? (черный и красный на белом фоне).
-Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.
-Дом, в котором жили наши предки (хата)
-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)
-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)
-В чем замешивали тесто? (в макитре)
-Воду приносили из ….(колодца)
-Вкусный чай пили из …. (самовара)
-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)
-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (рушник)
-Какой запах в хате, наверное уже и пирожки поспели наши (достает из печи пирожки)
Рефлексия:
Что мы сегодня узнали нового?
-Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу.