Жанна Радаева
Беседа в старшей группе «Наша дружная семья. Род. Родословная»
Тема: «Наша дружная семья. Род. Родословная»
Цели: Воспитание у детей доброжелательности к родным и близким,
любви и уважения к членам своей семьи
Задачи:
- уточнять и обобщать знания о семье, закреплять представления о
родственных отношениях;
- формировать представление о том, что такое род и родословная;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
- воспитывать заботливое, внимательное отношение к людям.
Публикация «Беседа в старшей группе „Наша дружная семья, Род, Родословная“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание семейных альбомов, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, беседы вне занятий.
Ход занятия
1. Вводная часть
Групповая комната оформлена как картинная галерея: на мольбертах
размещены репродукции картин А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я.
Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и с сыном», Ю. Кугач «В субботу», И. Хомутова «Семья», 3 Серебрякова «Автопортрет с дочерью».
В: Ребята, сегодня я вас приглашаю на выставку картин. Что их объединяет? Кто изображен на них? (На картинах изображены семьи).
Почему вы решили, что на картинах изображены семьи?
Картины такие разные. ( На картинах изображены родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети)
2. Основная часть
- Как вы думаете: что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг
друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг другу уважительно, говорят друг с другом ласково)
- Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня.
(В. читает стихотворение Я. Акима) :
Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка -родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню — волшебная щётка,
Молоток настоящий — братишке,
Мяч сестрёнке, конфета - Тишке,
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка - мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра - не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
В: Как вы считайте, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Ответы детей)
Это стихотворение шуточное. Не все персонажи являются членами одной семьи.
Мама, папа, брат, сестренка – это родня.
Друг Серёжка – не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей тоже.
Домашних животных мы любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? (Все семьи разные. Есть большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах).
В: Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. («Вся семья вместе, и душа на месте», «Семья – это семь Я», «Всякой матери свое дитя мило», «Дети – цветы жизни»).
Хорошо, когда бабушка живет вместе с вами и заботится о вас. Она и
вкусно накормит, и пожалеет, и приласкает. Шершавые от работы, но очень
теплые, ласковые бабушкины руки снимут все заботы, уберегут от
неприятностей.
Если бабушка сказала:
То не трогай, то не смей!
Надо слушать, потому что,
Дом наш держится на ней.
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед,
Сами вымыли посуду –
И с тех пор посуды нет!
В: Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они воспитали ваших родителей, теперь воспитывают и вас. Им как никому другому, нужны ваше внимание, забота, ласка, понимание.
Не забывайте поздравить бабушку и дедушку с днем рождения, с
праздниками, говорите им добрые слова о том, что они нужны вам, что вы их
любите.
Разминка
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием
плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием
плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием
плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Послушайте стихотворение про девочку Маринку.
- Мам, - кричит Маринка, -
Где моя косынка?
- Мам, - кричит Маринка, -
Где моя резинка?
- Мам, на праздничный берет
Сделан бантик или нет?
Брат за пышную косичку
Повернул к себе сестричку:
- Больно спросы велики,
А у мамы две руки.
В: Как вы думаете, кто в этом стихотворении ведет себя правильно? (мнения
детей)
- Да, ребята, правильно, Маринка капризничает и этим доставляет
родителям много страданий и забот. А брат ее останавливает и осуждает.
- У кого есть братья и сестры? Часто ли вы с ними ссоритесь?
- Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться сними игрушками, сладостями.
- Старших – нужно уважать и помогать им. Со старших детей и спрос больше. Поэтому, когда за ваши совместные поступки расплачиваются они, а вы молчите в стороне, вы теряете друзей в лице старших братьев и сестер. Нельзя, конечно, брать их вещи без разрешения, нужно вежливо попросить.
В: Какой должна быть семья? (Дружная, крепкая, заботливая, трудолюбивая, ласковая).
- У каждой семьи есть своя история. Семейная история это - родословная. Родословная - слово о роде. Род - все родственники, которые имеют общего предка.
Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Генеалогия – наука о родословной человека. Нет человека, который бы
появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них в, свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако мы все являемся «плодами» нашего родословного дерева, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.
Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на
протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них?
Говорили ли они на том же языке, что и вы? Дома вы с родителями составили родословное дерево.
Расскажите про свою семью. Дети рассказывают про своё
генеалогическое древо. (Наша семья).
В: Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой нежностью вы
рассказывали о своих семьях. Спасибо вам за это. Относитесь к своим родным так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам, и тогда ваша семья всегда будет дружной!
3 Рефлексия