Александр Зоткин
Беседа с воспитателями «Игра дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель Зоткина Татьяна Михайловна
БЕСЕДА
С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
по теме: «ИГРА ДОШКОЛЬНИКА»
Цель: изучить особенности организации и руководства сюжетными и творческими играми дошкольников
Вопросы:
1. Какие взаимоотношения взрослых отражают дети в своих сюжетно – ролевых играх? _Роль воспитателя в игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. но во всех случаях воспитатель внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания.
Публикация «Беседа с воспитателями „Игра дошкольника“» размещена в разделах
В такой игре и через такую игру у детей-дошкольников развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, выдержка, сочувствие, сострадание и т.
2. Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно – ролевых играх? __ Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. ___
___
3. Какова структура сюжетов (однотемные или многотемные, одноперсонажные или многоперсонажные?
Однотемный одноперсонажный сюжет как смысловая цепочка действий, т. е. один ребенок (мальчик или девочка) выполняет определенные действия, соответствующие его половой роли (например, девочка как мама утром будит свою куклу-дочку, умывает ее, одевает, говорит ласковые слова, идет с ней гулять и т. д.);
многоперсонажный сюжета, на котором сюжет развертывается как система взаимосвязанных персонажей (ролей) и формирование полоролевого поведения осуществляется воспитателем через взаимодействие детей разного пола, через введение новых персонажей (примером могут послужить сюжетно-ролевые игры "Семья", "Папа на работе", "Мама на работе" и т. д.);
многотемных сюжетов, когда происходит комбинирование разнообразных событий и отношений социальной жизни, благодаря чему у детей закрепляются в поведении позитивные мужественные и женственные качества и адекватное полу поведение.
4. На каком этапе (по Д. Б. Эльконину) находится развитие игры у детей Вашей группы? _Подготовительная группа Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. "___
5. Какие роли дети исполняют в своих играх? __Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Дети берут на себя роль взрослых и в общественной форме в специольно созданных игровых условиях воспроизводятся действия взрослых и отношения между ними. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?". Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.
Д. Б. Эльконин в своем труде "Психология игры" решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в "самих себя", в "мам и пап", в "своих товарищей". Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.
Выполнение роли воспитателя младшими дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений "дети-воспитательница". Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.
6. Проявились ли элементы сотворчества в руководстве сюжетно – ролевой игры? ___руководство сюжетно-ролевой игрой, как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Учеными выделяются следующие способы построения игры:
последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
7. Какие виды игр встречаются чаще у детей Вашей группы? _Дети любят играть «Семья», «Детский сад» ,»Магазин»,»Парихмахерская»,но особенно любят играть в строительные игры и обыгрывать их “ Эстакада”, “ Город “, “ Зоопарк “___
___
8. Проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, связанные с их половой принадлежностью? ___В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.
У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность поиграть в магазин, то, превратившись в продавцов”, они предлагали мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам -- кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие -- в такую же связь с женским
Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) -- у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) -- у девоче
9. Одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы? __Нет___
___
10. Верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя с детьми? _Верна___