Дарья Савкина
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Крыму»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Крыме. Сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях. Расширять представления детей о народах, населяющих Крым. Воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям. Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой. Развивать связную речь, учить строить сложные предложения. Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Публикация «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по Крыму“» размещена в разделах
Задачи:
Развивающие: развивать познавательную активность, закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь.
Обучающие: закрепить знания детей Крыме, систематизировать знания детей населении Крыма.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный.
Предварительная работа: 1. Беседа о Крыме как части России, о народах населяющих полуостров; рассматривание карты Крыма.
2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «О Черной горе- Карадаг», «О горе Ай-Петри»).
3. Рассматривание картин о животных и растениях Крыма.
4. Разучивание стихотворений о Крыме.
5. Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы».
Прослушивание песен и музыки народов, населяющих Крым.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, карта Крыма; куб с изображением пейзажей Крыма; телевизор для просмотра презентации.
Ход НОД.
Слайд «Вход»
В. Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение земли. Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.
Этот край называется Крым. Ребята мы поговорим о Крыме.
- Посмотрите на Крымский п-ов., как он расположен. На море.
- Крым – удивительный край, его любят и гости, и сами Крымчане.
Крым – это не просто часть России. Это волшебный край. Крым удивительный и сказочный и сейчас, ребята мы с вами отправимся в путешествие по Крыму узнаем все о нем. А совершить это путешествие нам поможет волшебный кубик.
Переворачиваю куб на грань «Лес»
Слайд «Крымский лес» (звучит запись «Шум леса»)
В: - Куда же мы попали? (дети: в лес).
-Давайте мы с вами послушаем звуки леса.
В: - Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!
В: - Давайте узнаем, что же и кто же таится в загадочном Крымском лесу? Посмотрите, какие деревья растут в Крымских лесах. (Показ фотографий)
Крымские леса в основном находятся в горах. Посмотрите какая красота. Леса находятся в горах потому, что деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах.
2 слайда животные и птицы Крыма.
В: - Дети, посмотрите, кто же живет в крымских лесах. (Животные и птицы, показ фотографий)
Переворачиваю куб на грань «Горы»
3 слайда горы. Самые большие горы - это Ай-Петри, Аю-Даг, Карадаг.
Переворачиваю куб на грань «Водопады»
Слайд водопады. А вы знаете, что в Крыму есть высокий водопад, который вытекает из выступа крымских гор, называется он Учан-Су, летом он почти исчезает из-за жары.
Ещё один большой водопад находится в Крымских горах-Джур-Джур. Недалеко от Бахчисарая есть водопад, который поменьше, но очень красивый. Он называется Серебряные струи.
В: - Ну что ж, в горах и лесах Крыма мы побывали, отправляемся дальше?
Переворачиваю куб на грань «Море»
Слайд «Крымское море». Звучит запись «Шум моря»
- Мы оказались на берегу моря. А вы знаете, что берега Крыма омывает два моря? Черное и Азовское моря. А для чего нужно людям море? (ответы детей). А кто знает какая вода в море?
Кто же это подшутил, море, над тобою? Пошалил и посолил море голубое?
Можно в нем воды набрать, да нельзя напиться:
Можно только полоскать рот морской водицей.
Видно, соль со всей земли к морю притащили, взвесить точно не могли и… пересолили!
В: - Ребята, давайте опустимся на морское дно и посмотрим кто там обитает.
2 слайда «Морские обитатели» (дельфин, медуза, морская звезда, водоросли, рыбы).
Давайте поиграем в игру, я вас буду путать, а вы будьте очень внимательны.
Д / И «Кто живет в море»
- А в воде живёт индюк? - Нет.
- А в воде живёт утюг? - Нет.
- Ну, а корка от арбуза? - Нет.
- А вообще живёт медуза? - Да.
- А большие мандарины? - Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? - Да.
- Рыбы в нашем море есть? - Да.
- Крокодилов в нём не счесть? - Нет.
- Дети плещутся в воде? - Да.
- Вместе с птицами в гнезде? - Нет.
В: - Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место тихо встать.
В: - Ну, что отправляемся дальше?
Переворачиваю куб на грань «Поля»
Слайд «Крымские поля, виноградники, сады»
В: - А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей здесь очень много.
-Что люди выращивают на полях? (ответы детей). У нас на картинке изображено хлебное поле: люди выращивают пшеницу и рожь. Что из них делают? (Муку, а затем пекут хлеб). Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны. - Поля для человека очень важны, они нас кормят. Мы должны их беречь от огня.
В: - Крым богат еще виноградниками и садами. Какие фрукты растут в садах? Что из них делают? Как используют виноград?
Переворачиваю куб на грань «Город»
Слайд «Дома»
Главный город Крыма называется Симферополь (показ флага). Какие красивые здесь улицы и дома, а живут в этих домах люди, люди разных национальностей.
В: - Крым – многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции, национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников.
Слайд русский, украинский, крымско-татарский костюмы.
Давайте рассмотрим национальные костюмы народов Крыма.
1. Основными частями русского женского костюма были рубаха, сарафан, передник. Рубахи и сарафаны украшались вышивкой.
Костюм мужчины состоял из штанов и рубахи. Рубаха украшалась вышивкой. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. На ноги надевали лапти или сапоги из цветной кожи.
2. Для пошива крымско-татарского костюма использовали домотканые материалы, которые собственноручно изготавливали трудолюбивые женщины. Их же руками шилась одежда и для себя, и для всей семьи.
Основу костюма как у мужчин, так и у женщин составляла рубаха, только у женщин она была длиннее. Поверх рубахи женщины носили шелковые и атласные платья. На голову надевали фес, вышитый золотом.
Мужчины надевали тоже рубаху, только короче, камзол, расшитый золотом, брюки, на голову-каракулевый колпак.
3. Традиционный украинский национальный костюм- это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты. Мужской национальный костюм – рубаха, штаны (шаровары).
Женский костюм – длинная рубашка, юбка. Венок – головной убор незамужней женщины. Считалось, что в веночках есть какая-то волшебная сила, способная защитить от любой беды.
Вся одежда и мужская, и женская украшалась вышивками.
В: - На этом ребята мы закончим свое путешествие.
Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали. Я хочу спросить вас, вам было интересно? Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?