Екатерина Михайлова
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «День словарей и энциклопедий»
День словарей и энциклопедий
Цель: формировать любовь к родному языку, к книге.
Задачи:
-совершенствовать грамматический строй речи;
-расширять кругозор детей через формирование
представлений о роли словарей, энциклопедий;
-закрепить навык словообразования, словоизменения;
-воспитывать любовь и уважительное отношение к книге.
Публикация «Конспект беседы с детьми подготовительной группы „День словарей и энциклопедий“» размещена в разделах
Оборудование: портрет В. И. Даля, книги: «Толковый словарь», «Орфографический словарь», словари для изучения иностранных языков, детские энциклопедии, микрофон для игры «Скажи наоборот».
Ход занятия.
1. На столах разложены книги: разные словари и энциклопедии. Воспитатель обращает на них внимание детей: «Ребята, вы знаете какой сегодня праздник? Послушайте загадку и попробуйте её отгадать….
По улице не ходит, в окно не глядит,
Никого не спрашивает, но всё знает.
Кто его открывает, тот всё знает и понимает. (Словарь)
Ребята, сегодня день словарей и энциклопедий!»
В: «А вы знаете, что такое словарь? (Предположения детей).
Словарь – это сборник слов с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой. Слова в словарях живут обычно в алфавитном порядке. (Демонстрация имеющихся на выставке словарей).
Ребята, так что же «хранится в словарях»? Да, правильно, в словарях хранятся слова. Слова, которые мы используем в речи «хранятся в разных словарях». Одни словари помогают правильно писать слова (орфографический словарь) - показ. Посмотришь на нужное слово, и сразу станет понятно, как его писать.
Другие словари – объясняют значение слов – это толковые словари (показ толкового словаря). Много разных слов можно узнать из словарей, поэтому и говорят: «Словарь – твой друг, без него, как без рук».
Подумайте, почему так говорят? (Рассуждения детей).
Затем дети произносят слова, значения которых им интересны, а мы вместе из толкового словаря, читаем, что это слово обозначает.
Затем воспитатель демонстрирует словари иностранных слов (русско-английский и русско-немецкий) и произносит слово «мама и папа» на иностранных языках.
Игра на словообразование «Подбери словечко». Ребята, нужно придумать и назвать слова одной семьи, слова родственники.
(Дети берут картинку и придумывают слова, например: «книга-книжный-книголюб-книжица-книжечка; стол-столовая-столешница-столик-настольный и т. д.)
Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой:
«Ветер дует нам в лицо»
В: «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветерок все выше, выше
Деревцо все ниже, ниже»
Дети имитируют движение ветра, кисти рук машут перед лицом,
Руки подняты вверх, наклоны в стороны,
На носочках, руки подняты - тянутся вверх,
Опуская руки, спокойно приседают
Воспитатель: «Человек умеет разговаривать и общаясь, мы произносим много слов, но не задумываемся, откуда появились слова, кто их придумал и собрал в словари?
Много лет назад в нашей стране жил писатель Владимир Иванович Даль. (Показ фотографии). Он много ездил по русской земле и везде, где он был, собирал слова, полную информацию о них, о пословицах, поговорках, песнях, сказках, загадках. Общаясь с простыми людьми, Даль записывал житейские слова, выражения, которые связаны с трудом, горем, праздниками простых людей. А потом всю эту информацию он поместил в толковом словаре. А день рождение у Владимира Ивановича было 22 ноября и поэтому праздник словаря отмечается именно в этот день.
А теперь поиграем в игру: «Скажи наоборот».
Воспитатель подносит ребенку микрофон, называет слово, а ребенок называет слово с противоположным значением:
Друг - враг
Жара - холод
Зло - добро
Правда - ложь
Быстро - медленно
Говорить - молчать
Покупать - продавать
Поднимать - опускать
Прятать - искать
Зажигать - тушить
Одеть - раздеть
Потерять - найти
Положить - убрать
Дать - взять
Налить - вылить
Тяжело - легко
Далеко - близко
2. Ребята, как вы думаете, что это за книги? (Показ энциклопедий)
Эти книги особенные, называются энциклопедиями.
-Вы хотите узнать, как появилась наша земля?
-Почему бьется сердце?
-Жили ли на нашей планете динозавры и почему они исчезли?
Очень много вопросов нас интересуют и иногда трудно найти на них ответы. Ваш возраст называют «возраст почемучек». Ответ на все можно получить из разных источников: спросить у старших, услышать телевидению, найти по интернету, самим наблюдать и получить ответ. Но ответ можно получить и в книгах. Вот сегодня перед вами необычные книги - это энциклопедии.
Воспитатель: А что такое энциклопедия? (ответы детей)
Слово энциклопедия произошло от греческого «обучение», в них собраны знания, рассеянные по всему свету, они готовы рассказать вам о мире, в котором вы живете, что вас окружает и даже о вас самих!
Воспитатель: Посмотрите ребята на эти энциклопедии. Эти книги – гораздо больше других книг, в ней очень много ярких и необычных картинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи или рассказы, к которым мы привыкли. Они необычны тем, что из них можно узнать много интересного о разных вещах….
Затем дети рассматривают энциклопедии и словари.