Шамсиева Зариет
Беседа с детьми 4–5 лет «Жаворонушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Жаворонушки»
Беседа с детьми 4-5 лет
Цель. Формировать представление о традициях русского народа; содействовать приобщению к истокам народной культуры.
Предварительная работа. Вместе с родителями подобрать картинки, открытки, иллюстрации птиц, русских народных игрушек, народных костюмов.
Публикация «Беседа с детьми 4–5 лет „Жаворонушки“» размещена в разделах
Материал. Убранство для горницы, русский народный костюм; картинки с изображением жаворонка и других перелетных птиц, народных игрушек; жаворонки из картона, пластилина, глины; подборка сказок о птицах; аудиозаписи народных мелодий; магнитная доска; пластилин, доски, доски, стеки, салфетки.
Ход образовательной деятельности
Звучит русская народная мелодия. Хозяйка в русском народном костюме приходит в группу и приглашает детей в горницу.
Хозяйка. Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в горенку, к теплой печке! Хоть зима и прошла, да холода не унесла, а у меня тепло и уютно! Посидим рядком, поговорим ладком. Потрудимся: пора к встрече птиц подготовиться. Недаром в народе говорят: «Весна на дворе, коли грач на горе». А чтобы не скучать, давайте вспомним весенние приметы, которые вы знаете.
Дети. Тает снег, снег рыхлый, грязный. Ярко светит солнышко. Щебечут птицы. На деревьях набухают почки.
Хозяйка. Послушайте мой рассказ о том, как на Руси весну ждали, к себе закликали. В первые дни весны наряжались празднично и ярко, закликали солнце, чтобы светило не медлило, а катилось красным колесом к теплу, к лету, заманивало птиц перелетных, вызывало капель да оттепель. Весной наступает день, когда солнышко начинает светить ярче и дольше, чем зимой; в этот день люди ожидают прилета жаворонка.
Дети закликают весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!».
Хозяйка. А еще в народе этот день называют Сороки. Существует поверье, что в этот день из теплых стран прилетает сорок видов разных птиц. И первая из них – жаворонков. (Раздает детям жаворонков из картона, глины, пластилина.) На Сороки хозяйки пекли сорок «жаворонков» с хохолками, с распростертыми крыльями, будто летящими. Птиц раздавали детям, а с ними и весну. Давайте и мы позовем весну
Хозяйка вместе с детьми.
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам во дворушки!
Жаворончики, прилетайте к нам,
Красно леточко принесите нам!
Хозяйка. Птицы – первые вестники весны, и мы поговорим о них. (На магнитной доске закреплены картинки с изображением перелетных птиц.)
• Каких птиц вы знаете?
• Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
• Найдите перелетных птиц на картинках, назовите их.
• Чем похожие птицы? ( Внешним видом: есть клюв, две лапки, перья, крылья, хвост; умеют летать.)
• Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев.)
Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.
Хозяйка. Молодцы, дети! Вы немало знаете о птицах. А какие сказки помните, в которых действующими лицами являются птицы?
На столике выложены книги со знакомыми детям сказками; среди них нужно выбрать сказки, в которых говорится о птицах (например, «Серая шейка «Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Гадкий утенок» Х. -К. Андерсена, русская народная сказка «Гуси-лебеди»).
Хозяйка. И сказки вы знаете! А теперь поиграем в «Кто как кричит». Я буду у вас спрашивать, а вы отвечайте и картинку с птицей показывайте:
Воробей-чирикает. Кукушка-… Сорока-… Ворона-… Голубь-… Курица-… Утка-…
А загадки разгадывает. Умеете? Давайте проверим (при правильном ответе показывает картину птицы).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни меть умеет,
А все же голом свой имеет (Скворец.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянуться растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок.)
Хозяйка. Пришло время и нам слепить из пластилина жаворонков и позвать весну- красну. Садимся за столы, выбираем место поудобнее. Перед тем как начать лепить, разомнем наши пальчики. Я буду говорить, а вы выполнять движения.
Ручка в зеркало глядит (ладошки на столе друг против друга,
Ручка пальчикам велит:
Загибайтесь, выпрямляться! (Поочередно сжимать и разжимать кулачки.)
Вместе в горстку собирайтесь! (Пальцы складывать в горстку.)
Разбегитесь, распрямитесь! (Распрямить пальцы.)
В кулачок теперь сожмитесь!
(Сжать пальцы в кулачок.)
Кулачок- на кулачок (поставить один кулачок на другой)
И ладоши – на бочок (распрямить ладошки, положить на стол).
Хозяйка. Теперь приступим к работе. Внимательно посмотрите на нашего жаворонка, назовите части его тела и форму.
Дети рассматривают заранее слепленного жаворонка : голова круглая, клюв острый, туловище овальное, два крыла и хвост. На столе у каждого лежит стека.
Хозяйка. А для чего нужна стека?
Дети. Чтобы резать пластилин, чтобы украшать птичку.
Хозяйка. Верно, мы стекой украсим перышки жаворонку- будем надавливать на пластилин тупым или острым концом, и на поверхности останутся следы. Но перед тем, как взять стеку в руки, вспомним правила безопасного обращения с ней.
Дети выбирают пластилин и приступают к лепке. Повторить приемы лепки: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, передавая округлую форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; украсить крылышками, голову, хвост вмятинами от стенки.
Хозяйка. Вот и мы подготовились к встрече весны, к прилету птиц.
Приди к нам, весна, с радостью,
С великою к нам милостью!
Какие замечательные жаворонки у вас получились! Теперь уж точно весна поспешит к нам со своими верными друзьями – жаворонушками. Давайте исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.
Жаворонушки, перелетушки! (Дети бегут по кругу (летят, машут руками)
Прилетите к нам! Гу!
Весну ясную, весну красную (разводят руками в разные стороны
Принесите к нам! Гу!
Хозяйка. Пришло время нам прощаться. До следующих встреч в нашей горнице!
Используемая литература
1. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987.
2. Хренов Л. С. Народные приметы и календарь. М. : Агропромиздат, 1991.