Татьяна Медведева
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Сценарий праздника в средней группе «22 марта — «Сороки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Содействовать приобщению детей к истокам русской культуры. Формировать представление о традициях русского народа.
Предварительная работа: Подбор иллюстраций, открыток с изображением птиц. Чтение художественной литературы. Приготовление соленого теста.
Материал:
Убранство русской избы, русский народный костюм, иллюстрации с изображением птиц - жаворонка, жаворонки из картона, сказки о птицах, тесто, стеки, доски, салфетки, вода.
Ход беседы:
В русской избе звучит музыка. Хозяйка в русском сарафане встречает детей в избе.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры, Сценарий праздника в средней группе „22 марта — „Сороки“» размещена в разделах
- Весенние календарные праздники
- Женский день. Сценарии праздников 8 марта
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Хозяйка: Здравствуйте, мои дорогие ребятушки! Приглашаю вас к себе в гости. Хоть зима и прошла, но снег-мороз с собой не унесла. А у меня в избе тепло. Давайте с вами посидим рядком, да поговорим ладком!Ребята, а знаете ли вы приметы весны?
Дети: Снег тает. Ярко светит солнышко. На деревьях набухают почки. Текут ручьи. Щебечут птицы.
Хозяйка: Молодцы! Послушайте мой рассказ о том, как на Руси весну встречали и как ее закликали. Отшумела разгульная масленица. Начался Великий пост. Возбранялись всякие увеселения. Однако на этот период приходился праздник встречи весны. В разных регионах страны весну встречали в разные дни. На Евдокию (14 марта) зазывали (гукали)весну "Евдокия красна, и весна красна"; на Герасима - грачевника (17 марта) "Грач на горе - весна во дворе". В первые дни весны закликали солнце,чтобы светило не медлило, а каталось красным колесом к теплу, к лету. Весной наступает день, когда солнышко светит ярче и дольше, чем зимой. В этот день люди ожидали прилет жаворонков. Давайте и мы позовем с вами весну!
Дети: (закликают весну словами: "Весна, приди!
Триугодья принеси!
Первые угодья -
В лужах половодье!
Другое угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!")
Хозяйка: А еще весну встречали на "сороки" - день сорока мучеников (22 марта). 22 марта день равен ночи. По народным представлениям, весна сама не придет - ее нужно пригласить. Но это были не песни. Песни во время поста петь возбранялось. Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелетные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях приносят весну. Первая из них - жаворонок.
Дети: (рассматривают жаворонков, вырезанных из картона)
Хозяйка: Желая птиц поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птиц с крылышками, глазками из черемухи - "жаворонков", вкладывали внутрь льняное или конопляное семя. Давали детям "птиц", приговаривали: "Жаворонки прилетели, на головку деткам сели. " "Птиц" раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста, приговаривать закличку. Давайте и мы позовем весну!
Хозяйка, дети: "Жаворонушки, мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне весну красную!"
Хозяйка: Засовывали "жаворонков" под стрехи домов, прикрепляли к веткам деревьев, оставшихся съедали и скармливали скоту. Птицы - первые вестники весны. Давайте мы поговорим о птицах. (На доску прикрепляются картинки с изображением птиц)
Хозяйка: Каких птиц вы знаете?
Дети: Отвечают
Хозяйка:Как называются птицы, которые прилетают к нам весной
Дети: Перелетные
Хозяйка: Чем похожи птицы?
Дети:Внешним видом. Есть клюв, хвост, крылья, перья, умеют летать.
Хозяйка: Чем отличаются друг от друга?
Дети: Размером, цветом оперения, формой хвоста, размахом крыльев.
Хозяйка:Молодцы, дети! А знаете ли вы сказки, в которых главным действующим лицом являются птицы?
Дети: (Называют сказки: русская-народная сказка "Гуси-лебеди", "Серая шейка", "Гадкий утенок" и т. д.)
Хозяйка: Молодцы! и сказки вы знаете! А теперь я хочу с вами поиграть в игру "Кто как кричит?". Я буду вам называть птицу, а вы мне скажите, как она кричит?
Хозяйка: Воробей
Дети: Чирик-чирик!
Хозяйка: Ворона
Дети: Кар-кар!
Хозяйка: Кукушка
Дети: Ку-ку!
Хозяйка: Утка
Дети: Кря-кря!
Хозяйка: Курица
Дети: Кудах-тах-тах!
Хозяйка: Молодцы! А загадки вы любите отгадывать?
Дети: Да!
Хозяйка: Слушайте!
1. Стоит ствол,
На стволе - кол,
На колу - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его. (скворец)
2. Всех перелетных птиц черней
Чисти пашню от червей.
Взад - вперед по пашне вскачь,
А зовется птица. (грач)
3. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения. (Если дети затрудняются, хозяйка помогает - "Жаворонок")
Хозяйка: Молодцы! Ну вот и пришло и нам время слепить из теста "жаворонка" и позвать весну-красну! Садитесь за столы, но перед тем, как начать лепить, давайте разогреем наши пальчики! Я буду говорить, а вы выполняйте!
"Пальчики сожмем и разожмем
И немножечко встряхнем
Жавороночков лепить начнем!"
Хозяйка: Внимательно посмотрите на моего "жаворонка". Назовите части тела птицы и его форму.
Дети: (Рассматривают птицу "жаворонка")
Хозяйка: Дети, а для чего у вас на столе лежат стеки?
Дети: Чтобы резать тесто и украшать птичку.
Хозяйка: Верно, мы стекой украсим перышки - будем надавливать,и на поверхности останутся следы. Теперь приступайте к работе.
Дети: (Берут тесто и приступают к работе)
Хозяйка: (В процессе работы напоминает детям ход работы: раскатывание прямыми движениями,оттягивание и прищипывание мелких частей, украшение крылышек, головки, хвоста вмятинами от стеки. Хозяйка ходит, помогает детям)
Хозяйка: Вот мы с вами подготовились к встрече весны, к прилету птиц.
"Кулик из-за моря,
Лети, лети до поля!
Лети! Неси, неси по воле
Весну в подоле!Неси!"
А какие у вас получились красивые жаворонки! Теперь уж точно весна к нам поспешит. Давайте мы с вами испоним закличку, чтоб жаворонки быстрее прилетели.
"Ой, кулики!Жаворонушки!
Прилетайте к нам во дворушки!
Жаворонки, прилетайте к нам,
Красно летечко принесите нам!"
Хозяйка: Вот и пришло время нам прощаться. До свидания!
Воспитатель: "Красны девицы да добры молодцы,
Собирайтесь, убирайтесь,
На улицу отправляйтесь!
Спасибо вам, хозяюшка!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и здоровьицем. "
Воспитатель: (Выходит на улицу с детьми)
"Солнышко ясное, птиц хоровод!
Травушка-муравушка в сад позовет.
На лужок, на простор выпускать жаворонков. "
Дети: (Раскладывают своих птиц на участке детского сада)