Светлана Федоткова
Беседа, посвященная Международному Дню толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа, посвящённая Международному дню толерантности
Цель: Познакомить детей с понятием толерантности, содействовать распространению идей и социальных образцов толерантности, уважению к людям различных национальностей и религий, дать возможность получить информацию друг о друге, создать атмосферу доброжелательности и самораскрытия.
Задачи:
• дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
• развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
Публикация «Беседа, посвященная Международному Дню толерантности» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День толерантности, 16 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
• воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).
Ход классного часа
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
• В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
• Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
• В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
• В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
• В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
• В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
1. Какое из определений вам импонирует более всего?
2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
3. А что же объединяет эти определения?
4. Какое из определений вам импонирует более всего?
5. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
6. А что же объединяет эти определения?
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте историю (читает учитель)
«Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват.
Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой. Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы к учащимся:
1. Почему молодой человек отказался помочь?
2. Как бы вы поступили в этом случае?
3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность Интолерантная личность
уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
1. свое мнение тактично.
2. Ищи лучшие аргументы.
3. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Что такое толерантность?
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Толерантность - это гармония в многообразии.
Толерантности способствуют : знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Толерантность – путь к миру и согласию.
Учитель:
Сейчас вам, дорогие ребята, я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа.
(просмотр видео клипа «Tell Me Why»
Скажи мне, почему?
В моём сне дети поют песню любви для каждого мальчика и девочки,
Синее небо и зелёные поля, и смех — это язык мира,
Потом я просыпаюсь и всё, что я вижу — это мир нуждающихся людей.
Скажи мне, почему (почему) он должен быть такой, как этот?
Скажи мне, почему (почему) я что-то здесь упустил?
Скажи мне, почему (почему) я не понимаю?
Когда столько много нуждаются в ком-то, мы не даём руку помощи.
Скажи мне, почему?
Каждый день я спрашиваю себя, что мне сделать, чтобы стать человеком?
Должен ли я стоять и сражаться, чтобы доказать всем, кто я есть?
То ли это, для чего моя жизнь проходит впустую в мире полном войны?
Скажи мне, почему (почему) он должен быть такой, как этот?
Скажи мне, почему (почему) я что-то здесь упустил?
Скажи мне, почему (почему) я не понимаю?
Когда столько много нуждаются в ком-то, мы не даём руку помощи.
Скажи мне, почему?
Скажи мне почему? Скажи мне зачем?
Скажи мне почему? Скажи мне зачем?
Просто скажи мне почему, почему, почему?
Скажи мне, почему (почему) он должен быть такой, как этот?
Скажи мне, почему (почему) я что-то здесь упустил?
Скажи мне, почему (почему) я не понимаю?
Когда столько много нуждаются в ком-то, мы не даём руку помощи.
Скажи мне (почему, почему тигр убегает)
Скажи мне (почему, почему мы стреляем из ружей)
Скажи мне (почему, почему мы никогда не поймём)
Может кто-нибудь сказать нам, почему мы даём лесам гореть?
(почему, почему мы говорим, что мы заботимся)
Скажи мне (почему, почему мы стоим и смотрим)
Скажи мне (почему, почему дельфины плачут)
Может кто-нибудь сказать, почему мы даём океану умирать?
(почему, почему, если мы все одинаковы)
Скажи мне (почему, почему мы передаём вину)
Скажи мне (почему, почему это не заканчивается)
Может кто-нибудь сказать нам, почему мы не можем быть просто друзьями?
почему, почему (мы закрываем глаза)
почему, почему (мы не верим в жизнь)
почему, почему (мы сражаемся за землю)
Может кто-нибудь сказать, почему мы должны оставаться в неведении?
Почему? Почему!
Без слёз сострадания и сочувствия этот клип смотреть нельзя.
Первое сентября 2004 года стал днем трагедии и скорби всех людей. Нет ничего страшнее террора. Особенно, если жертвами становятся дети, никому не причинившие зла, рожденные для счастливой жизни. Без слез нельзя говорить о трагедии в школе №1 г. Беслана, о гибели детей, их родителей, учителей, спасателей. Беслан, не утихающую боль твою разделяем. Беслан, мы и все лучшие люди Земли всегда с тобой.
Я - собака, всего лишь собака!
В голове у меня пустота,
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота.
Не нужны ни условные знаки,
Ни слова, потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаём.
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают.
Мы вступаем и в драки и в браки,
Неизменную веру храня;
Что бы ни было, все мы собаки,
Все мы братья и все мы родня.
Вы же умные, вашего брата
Распознать не способны никак…
Сразу видно - чутьё слабовато,
В этом вам далеко до собак!
Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части,
Слово он вам уже и не брат…
Слайд
Ученик 2:
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Все – мы разные, все мы – равные!
Мы не можем быть все одинаковые, нас на планете Земля – 6 млрд. человек. Взгляните на карту мира - нас 200 национальностей! Только в Российской Федерации проживают представители более 100 наций. В каждом народе есть «мудрецы и подлецы», как говорит старая пословица.
Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей.
Слайд
Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? Посмотрим таблицу.
(обсуждение с воспитанниками информации об основных чертах личности)
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Но, к сожалению, в 21 веке ещё гремят взрывы и слышны выстрелы. Причины межнациональных конфликтов могут быть разные: политические, экономические, территориальные, религиозные. Одна из причин – ксенофобия, т. е. страх, неприятие чужого образа жизни.
Ведущая 1: В настоящее время обостряются межнациональные проблемы во многих странах мира: Великобритании, Франции, Германии. К сожалению, и у нас в стране в крупных городах становится всё больше людей, особенно молодых, поддерживающих фашистские идеи «Россия для русских!». Это опасно в нашей многонациональной стране. В Германии в 1933 году, когда к власти пришёл А. Гитлер, тоже сначала не думали, что фашисты отправят в газовые печи миллионы евреев, цыган, славян.
Ведущая 2: Неофашисты – скинхеды привлекают атрибутикой, формой, сленгом молодых людей, подростков, не вникающих первоначально в идеи, цели этого движения.
Ведущая 1: Я думаю, что всем нам дороги такие понятия, как мир, дружба, справедливость, равенство. Мы не хотим, чтобы граждане России, разошлись по своим национальным квартирам и стали враждовать друг с другом.
Вместе: Мы против неофашизма, а вы?
Пусть каждый из вас, пусть каждый класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Давайте в заключение посмотрим видеоклип «Дети Солнца» («Deti_solntsa», группа «Непоседы», альбом «10 лет – Лучшее», 2001г.)