Надежда Балашова
Беседа о самооценке ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Встречают по одежке» – в этой поговорке говорится не только про внешность, но и про самооценку. Как Вы воспринимаете себя – так и презентуете, следовательно, так к Вам и относятся.
Самооценка – это состояние, когда человек сам оценивает себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам. Например, привлекательность, профессионализм и коммуникабельность.
Темочки:
У самооценки выделяют две основные функции: регуляторную и защитную. Регуляторная функция определяется тем, что самооценка напрямую влияет на принятие любого решения, а защитная функция проявляется в том, что стабильная самооценка обеспечивает относительную независимость от внешнего воздействия. Закономерно, что самооценка влияет на эффективность развития и формирование личности на протяжении всей жизни человека.
Для начала определим, что самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной либо заниженной).
Далее рассмотрим более подробно виды самооценки.
Неадекватная самооценка
Неадекватность – это неумение оценить собственные достижения (либо недооценивание, либо переоценивание, непринятие критики (обиды, отгораживание) и неправильная реакция на ошибки (либо не замечает совсем, либо от незначительной ошибки опускаются руки).
Кроме того, есть особенность – неадекватная самооценка порой переходит из одной крайности в другую, что указывает на общую нестабильность личности. Одно потрясение может поменять статус из «самый лучший» в «самый худший».
Заниженная самооценка
Подобная самооценка сопровождает человека, который не уверен в принятии решений.
Психологи отмечают, что этот вид самооценки формируется в тех случаях, когда родители неадекватно оценивают ребенка :
• Представьте ситуацию, когда близкие постоянно делают акцент на несостоятельности ребенка. Например, часто говорят: «У тебя не получится ничего!», «Вот у наших друзей дети, так из них выйдет толк, а из тебя нет». В подобном случае ребенок с самого детства растет с мыслью о том, что он хуже всех и стать успешным никогда не сможет.
• Порой родители считают, что необходимо изначально воспитать в ребенке ответственность, поэтому стремятся манипулировать «любовью к близким». Ярким примером являются фразы «Ты должен слушаться родителей, иначе у меня сердце болеть будет», «Ты должен вырасти и стать таким же успешным, как твой отец». В таком случае ребенок растет и представляет, что есть недосягаемый эталон в образе родителей, и если вдруг он их ослушается, то им станет плохо. Логично, что ребенок не хочет быть виновником проблем родителей. В подобном случае он никогда не захочет принимать решения сам, чтобы не ошибиться. Таким образом, человек вырастает и боится мыслить нестандартно, брать на себя ответственность и в итоге «плывет по течению». Тогда в будущем этот человек в стрессовой ситуации, как правило, сразу принимает поражение, решая, что он заранее проиграл.
• У взрослых людей самооценка формируется заниженной или даже низкой в случае, когда человек сравнивает себя с заранее более успешными по конкретному показателю.
Как правильно сравнивать себя с окружающими? Все просто: сравнивайте не менее чем по 4 критериям и в качестве оппонента выбирайте человека, не сильно отличающегося от вас по стартовым условиям.
Приведем неудачный пример сравнения: девушка (22 года) сопоставляет себя с Романом Абрамовичем, расстраиваясь, что зарабатывает меньше и приходит к выводу, что толку уже не будет, и опускает руки. Логично, что Роман Абрамович является успешной персоной, но при этом у девушки с ним разница в 30 лет, что уже не подходит для адекватного сравнения. Роман Абрамович может быть хорошим примером для подражания, но явно не объектом для сравнения.
Одна из основных проблем людей с заниженной (низкой) самооценкой – это неумение принимать конструктивную критику и учиться на собственных ошибках. Такие люди быстро обижаются и в случае негативных эмоций закрываются и отдаляются. Любая критика воспринимается в штыки, и человек сразу начинается относиться к критикующему его оппоненту с неприязнью.
Стереотипно считается, что такая самооценка считается «полезной» для успешных руководителей: политиков, бизнесменов и директоров. Однако это лишь иллюзия и ошибка. Если человек считает себя перманентно лучшим, то он не способен адекватно заметить и исправить собственные ошибки, следовательно, не способен развиваться.
В каких случаях формируется такая самооценка?
Порой родители хотят поддержать ребенка, поэтому стремятся переоценивать его, восхищаются пустяковыми успехами, постоянно хвалят и закрывают глаза на ошибки и промахи. Такой самонадеянный ребенок приходит в первый класс или даже на первый курс и испытывает проблемы в коллективе. Подобный диссонанс закономерен: человек не видит собственных ошибок, считает себя идеальным и уверен в правоте любого своего решения, а окружающие, естественно, с этим не согласны.
Адекватная самооценка
Адекватная самооценка придает человеку уверенность, позволяет ставить и достигать цели в разных сферах: карьера, личная жизнь, межличностные отношения.
В чем секрет формирования адекватной самооценки и можно ли сформировать ее в уже взрослом возрасте?
Логично, что самооценка формируется в детстве, но корректировать и работать над собой НЕОБХОДИМО всю жизнь. Когда родители поддерживают ребенка и помогают работать над ошибками, учат делать выводы и конструктивно реагировать на проблемы, то тем самым они создают условия для формирования адекватной самооценки. Для взрослого человека главным правилом является поэтапная фиксация успехов и неудач, а затем конструктивный анализ.