Щанина Елена
Беседа для учащихся начальной школы на тему «Добро и зло»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Добро и зло. Совесть и раскаяние».
Цель урока: Сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально – этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
1) Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально – этических понятиях «добро», «зло», «долг», «совесть» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
Публикация «Беседа для учащихся начальной школы на тему „Добро и зло“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
3) Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
План урока:
1. актуализация знаний.
2. изучение нового материала.
3. рефлексия деятельности.
Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Планируемые результаты:
Знать:
- определение понятий «добро», «зло», «долг», «совесть»;
- что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
- что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.
Уметь:
- характеризовать критерии морального поведения;
- находить пути исправления ошибок;
- доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;
- обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально – этических категорий добра и зла;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
- участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.
Ход урока
Актуализация знаний
Фото №1 (изображение города с мастером). Можно использовать видео притчи «Бабочка».
- Давным – давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ»? Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
Фото №2 (изображение бабочки на ладони)
- Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и думал: «если мастер скажет «мертвая», тогда я отпущу ее. Если мастер скажет «живая», тогда я сожму ее». Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках….
Вопросы учащимся :
- скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки)
- как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить, или отпустить)
- как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
- а сохранение ее жизни? (это добро)
Фото № 3: слова «добро» и «зло».
- это и будет темой нашего урока: «Добро» и зло. Совесть и раскаяние». Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой).
Дает задание ученикам: написать рядом характеристики к словам «добро» и «зло», озвучивая их всему классу.
После этого предлагает следующее задание:
- попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям «добро» и «зло».
Фото № 4: (понятия «добро» и «зло»)
Добро–это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию сообщества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека. (синоним «грех»).
Задание: у каждого из вас лежит по два смайлика, ваша задача дорисовать их, чтобы получился добрый и злой смайлики.
Фото №5.
Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление – не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
Постановка проблемы
- Как вы думаете, уто указывает человеку на его грех? Полицейский или совесть?
- У любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: (твоя же душа).
Моделирование понятия «Совесть»
Работа в парах. Игра «Стань волшебником».
Фото №6.
- Что же такое совесть?
Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Это внутренний советчик и судья.
Моделирование понятия «Раскаяние»
Фото №7.
Раскаяние – отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. Признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.
Задание: по шаблону обвести бабочку, вырезать ее и раскрасить. Согнуть пополам и разогнуть.
Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- С какими понятиями вы сегодня познакомились?
- Связаны ли между собой два выражения «бессовестный человек» и «мертвая душа»? почему?
- Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
Фото№8 (порхающая бабочка)
- Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы «Помните, ребята, все в ваших руках».