Папки-передвижки

Беседа «Блокада Ленинграда. Знакомство с блокадным альбомом художника Бучкина Д. П.»

Золотова Лилия
Беседа «Блокада Ленинграда. Знакомство с блокадным альбомом художника Бучкина Д. П.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26»г. КАЛУГИ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ

«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

УЧИТЕЛЬ ИЗО И КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 9А КЛАССА

ЗОЛОТОВА ЛИЛИЯ ГИВИВНА

2020г.

Цель: знакомство детей с творчеством художника ветерана Бучкиным Дмитрием Петровичем.

Публикация «Беседа „Блокада Ленинграда, Знакомство с блокадным альбомом художника Бучкина Д, П,“» размещена в разделах

Задачи: -Способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейший период и в тяжелейших условиях, и восстановившему страну в послевоенный период;

- Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

- Рассмотреть с детьми блокадный альбом Бучкина Д. П.

Ход беседы:

Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о прекрасном городе, Санкт-Петербурге. Но у него было и другое название - Ленинград, в честь Владимира Ильича Ленина. Именно с этим названием связана жизнь старшего поколения этого города.

Сегодня же мы с вами вспомним одну из самых страшных страниц истории этого города - годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнаем как жил город в это время и попытаемся понять, что же помогло выстоять ленинградцам в эти сложные дни.

Я расскажу вам о художнике, который в годы блокады Ленинграда зарисовывал в свой альбом события, переживания и бытовые сцены происходящего вокруг.

Дмитрий Петрович Бучкин — блокадник, ветеран войны (был призван в последний год). В Петербурге он известен как живописец, акварелист, график, педагог, член Петровской Академии наук, сын художника Петра Бучкина. Произведения его выставлены в Русском музее, галереях Японии, Кореи, Швеции, Франции. Полотно "Город-крепость" открывает экспозицию музея обороны Ленинграда. Здесь же хранятся и странички его уникального "блокадного дневника" — записной книжки, в которую тогда ещё начинающий художник фиксировал всё, что видел вокруг.

Дневник этот — бесценный артефакт, по которому, как по первоисточнику, можно изучать нашу историю. И который, подобно дневнику Тани Савичевой, мог быть также предъявлен на Нюрнбергском процессе. Вот страница из этой книжки. На ней карандашом изображены ведро и санки. Подпись округлым почерком — "Пригодились мои детские саночки. Уже три месяца мороз 30-40 градусов. Вода в вёдрах покрывается коркой льда". Тут же, ниже, записаны дословно объявления на одном из домов : "Меняю кошку на три плитки столярного клея", и — "Меняю пять плиток столярного клея на пайку рабочей карточки", февраль 1942-го.

Другая страничка — измождённый мужчина с впалыми щеками, под глазами круги, глаза смотрят в пол. Подпись — "Всем нам один конец" — сказал сосед по квартире В. Киршин. Умер он 7 января". Вот сам маленький художник, сидит за пустым столом, обхватил голову руками. Ниже яркими красками нарисован батон. Пояснение: "Каждый день снится один и тот же сон, прихожу в булочную и покупаю свежий мягкий батон". Рынок, сгорбленные люди, кто-то везёт замотанный в одеяло труп, темнеют заснеженные дома со свисающими с крыш сосульками. "Ходил на Кузнечный рынок, ничего не купил, 2 февраля 1942", тут же — "Мама обменяла котиковую шубу на 10 кг хлеба…"

Выдержки из интервью с художником.

- Дмитрий Петрович, как для вас началась война?

- В 1941 году мне было 14 лет, я учился в школе при Академии художеств. Летом мы, несколько семей художников, уехали на дачу в Рождествено в Ленинградской области. Когда объявили о начале войны, никто не воспринял эту новость как трагедию. Верили в наши силы, считали, что разобьём немца в считанные недели. И потому так же писали этюды, ловили рыбу, варили варенье, ходили за грибами. Живший с нами Михаил Иванович Авилов, писавший в своё время картины о Первой Конной, батальные сцены Гражданской войны, был лично знаком с Ворошиловым и Будённым — к его мнению прислушивались. И он утешал нас: "Немцам будет капут". Радио ходили слушать к сельсовету — там был установлен репродуктор. Сначала сводки были утешительные — "Наши войска переходят на заранее заготовленные позиции". И вдруг — "Противником взят Псков!" А потом — "Взята Луга!"

Всё происходило очень стремительно, скоро до нас стали доноситься раскаты орудийной канонады, в небе появились немецкие самолёты. И мы, четыре семьи, бросив все пожитки, устремились в Ленинград. Бежали 60 километров. Тут же шли отступающие войска, везли раненых, крестьяне гнали скот. Добравшись до Пулковских высот, стали ждать темноты: боялись идти — открытое поле! И вот, когда стемнело, сотни и сотни человек побежали через это поле. И неожиданно появился немецкий самолёт. Мы упали на землю, отец закрыл меня собой. И вдруг посыпались листовки. В одной было написано: "Милые дамочки, не копайте ямочки, всё равно по этим ямочкам пройдут наши таночки". Я сохранил эту листовку и позже передал её в Музей обороны Ленинграда…

В городе войны не ощущалось. Паники не было. Никто не верил, что немцы станут бомбить Ленинград. Помню первую бомбёжку — прямое попадание в трамвай у Владимирского собора. Едва ли не весь город собрался тогда на Колокольной улице, своими глазами увидеть — что это такое. С этого дня для меня началась война.

- Блокада, голод тоже пришли не сразу…

- Да, несмотря ни на что, магазины первое время работали, полки ломились. Помню, гастроном на пересечении Невского и Рубинштейна — пирамиды банок с красной икрой, огромные жирные осетры в аквариумах, изобилие! Никто не думал, что могут возникнуть проблемы с продуктами: по радио объявили — в Ленинграде продовольственных запасов на 10 лет. Отец говорил матери: "Война, может, ты сходишь, купишь что-то впрок?" А она: "Неудобно, стыдно". Никто не запасался, верили, что беда обойдёт. И вдруг мамочка приходит домой заплаканная — "Магазин пустой, нет ничего!" Скоро началась карточная система. А потом люди стали умирать…

- А когда появился этот дневник, в который вы стали зарисовывать происходящее?

- В первые дни блокады. Альбомчик этот сшил папа, принё с и сказал: "Рисуй, Димка. Кто, если не мы?" Он тоже вёл дневник. Я был наблюдательным мальчишкой, следопытом таким, и стал всё зарисовывать. Печку новую — старая требовали много дров, и мы сложили с отцом из кирпичей маленькую. Прачечную — туда ходили за водой, водопровод замёрз, приходилось часами стоять, чтобы по капельке набрать ведёрко. Пайку хлебную — чтобы получить её, нужно было встать в очередь очень рано, сначала поднимался и уходил отец, за ним я, потом мама, иногда, когда подходила твоя очередь, объявляли: "А хлеб закончился!" Кузнечный рынок — здесь люди вели обмен вещами, продуктами, драгоценностями, деньги ничего не стоили. Один раз я продал на этом рынке серебряный кубок — его подарил моей маме в день её женитьбы писатель Куприн. На кубке была дарственная надпись. Обменял я его на две буханки хлеба… Я до сих пор не понимаю, как мы выжили. Это непостижимо.

- На одном из ваших рисунков блокадного дневника — лучи прожекторов, самолёты. И дети, обороняющие крышу, — вы и ваши друзья. Расскажите, как защищали дома?

- Немецкие самолёты чувствовали себя над Ленинградом, как дома. Ни зенитные орудия, ни аэростаты не причиняли им никакого ущерба! Это очень злило — а где же наши? Позже стало известно, что немцы уничтожили аэродромы и стоящие на них самолёты в окрестностях города, целым остался только аэродром в Сосновке. Самолёты бомбили город, и если дом загорался — то горел и горел, и никто его не тушил. Нечем — воды не было. И некому — люди совсем обессилили. Поэтому на многих крышах дежурили вот такие отряды самообороны, куда в основном входили мальчишки и девчонки. Мы обороняли свою крышу: друзья — Лёнька Кривский, Олежка Чубинский, Макс Райкин, я и молодая женщина Марья Афанасьевна.

Ровно в 7 вечера, как по часам, прилетали самолёты и начинали бомбить. Зажигалки сыпались, как горох. Во время одного из налётов нас обдало взрывной волной, и Марья Афанасьевна упала с крыши и разбилась. До самого освобождения крышу обороняли вчетвером. Кстати, с появлением первого русского самолёта связаны и первые хорошие блокадные воспоминания. Это случилось ранней весной 1942-го, небо было ясным, и вот зарокотал над головами наш "ястребок". Все люди тогда смотрели на него и радовались.

- Дмитрий Петрович, во время войны вы продолжали учиться. Как проходила художественная жизнь в блокадном городе?

- Художники работали, мы — учились. Помню первый Новый год, когда в бомбоубежище за пустым столом собрались все художники. Кто-то сказал: "Разве можно было подумать, что вот так мы справим этот праздник". Пожелание к будущему году было одно — чтобы победили! Среди нас был Иван Билибин, художник, многие годы проживший во Франции и в 1941 году приехавший в Советский Союз. При свете коптилки в бомбоубежище он писал былинных русских богатырей. К празднику Иван Яковлевич сочинил оду, в которой были такие слова: "Пройдут года, пройдут ненастья, и снова улыбнётся мир". Это сочинение он подарил мне, и я храню его, как зеницу ока. Умер он в феврале 42-го…

Из жизни тогда ушло много сотрудников Академии. После войны стало известно, что для их поддержки из Москвы присылали самолёт с продуктами, но до нас ничего не дошло… А 13 ноября 1943 года на улице Герцена, 38, в промёрзшем выставочном зале была организована первая военная выставка. Измученные, истощённые выжившие художники, закутанные в платки и одеяла, тащили свои работы. Тогда можно было увидеть картины Николая Дормидонтова, Николая Тимкова, Ярослава Николаева.

- Как вам живётся сегодня, как ветерану и художнику?

- Вот вам иллюстрация. Несколько лет назад нас пригласили на 9 мая в Дом офицеров, поздравили. А потом объявили — льготы у ветеранов войны отнимают! Почему такое происходит у нас в стране — у меня ответа нет. Вот я читал последнее интервью артиста Вячеслава Тихонова. Казалось бы, лучше его нет актёра в России, да и в мире! И он говорит: "Живу более чем скромно. Всю жизнь работал и ничего не заработал. Получаю пенсию 8 тысяч рублей. Но я ни о чём не жалуюсь. Но переживаю за мою дочку Анечку и за внуков, которым жить очень тяжело. А помочь им ничем не могу". Как сказал когда-то Генрих Боровик: "Были тяжёлые времена в нашей стране, но подлее нынешнего не было никогда…" Что касается художественной деятельности, то и здесь порадовать особенно нечем. Я продолжаю работать, рисую каждый день.

Но кому сегодня нужны наши картины? В советское время существовал Художественный фонд, и мы были обеспечены заказами под завязку, прилично зарабатывали. Заказы шли с заводов, фабрик, домов культуры, детских садов. Последний такой мой заказ относится к 1987 году… Посмотрите сейчас на Петербургский Дом художника. Когда-то здесь жизнь кипела, а теперь мастерские пустые, на дверях замки. Жить на что-то надо, и люди уходят в дворники, сторожа. А ведь среди них есть очень достойные мастера. У нас несколько этажей завалены работами. Но кому они нужны? Никому.

- И последний вопрос: блокада, война не снятся вам?

- Нет, как-то подзабылось. Но снится, знаете что — прихожу в магазин, а полки пусты! Но войны нет — мирное время. Я вот езжу в деревню, поля проезжаю: раньше там росла капуста, а теперь — только один сорняк. Отсюда, наверное, и сны такие.

Просмотр презентации с рисунками блокадного альбома художника.

Обсуждение пройденного на уроке.

Прикреплённые файлы:

buchkin-d-p_u8i8v.pptx | 1734,29 Кб
 
Публикации по теме:

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста 27 января - особая.

Фотоотчет «Блокада Ленинграда»Фотоотчет «Блокада Ленинграда» 27 января наш город Ленинград отмечает 76-ю годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Война для взрослого поколения – это очень.

Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады»Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады» Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время.

Фотоотчет о НОД «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина»Фотоотчет о НОД «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина» Не одно поколение детей выросло на иллюстрациях Ю. Д. Коровина к русским народным сказкам, к произведениям С. Я. Маршака, Дж. Родари, А. Л. Барто.

Фотоотчёт о проведении беседы с детьми 4–5 лет «Блокада Ленинграда»Фотоотчёт о проведении беседы с детьми 4–5 лет «Блокада Ленинграда» Сегодня 27 января день снятия блокады Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня - это важная дата для города - героя Ленинграда и его жителей,.

Конспект занятия «Блокада Ленинграда» во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Блокада Ленинграда» Как детям сказать, Что такое война? Детям маленьким С глазками чистыми?.

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда» Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине, - развивать у детей интерес к истории своей страны, - формировать.

Презентация «Блокада Ленинграда» 27 января 1944 г. - День полного снятия блокады в Ленинграде. Предлагаю вашему вниманию презентацию "Блокада Ленинграда", созданную для детей.

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа «Блокада Ленинграда. Знакомство с блокадным альбомом художника Бучкина Д. П.»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 19:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа «Блокада Ленинграда. Знакомство с блокадным альбомом художника Бучкина Д. П.»» (включая файлы) размещена пользователем Золотова Лилия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД