МААМ-картинки

Беседа «Мордовский скульптор С. Д. Эрьзя» для старшей группы детского сада

Татьяна Кольцова
Беседа «Мордовский скульптор С. Д. Эрьзя» для старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить с произведениями изобразительного искусства – скульптурой, с творчеством С. Д. Эрьзи; развивать художественно-творческие способности.

Задачи:

1) учить давать полные ответы на вопросы, составлять рассказ-описание.

2) Развивать речь учащихся, выразительность при чтении стихотворений.

3) Воспитывать любовь к своему краю, чувство гордости за людей, прославивших Мордовию, таких, как Эрьзя.

Публикация «Беседа „Мордовский скульптор С, Д, Эрьзя“ для старшей группы детского сада» размещена в разделах

Наглядный ряд: портрет С. Эрьзи, слайды с фотографиями скульптур, выставка книг об Эрьзи, выставка скульптур из пластилина, сделанные детьми, презентация.

Материал: Фотографии, иллюстрирующие творения С. Д. Эрьзи; природный материал – ветки деревьев, напоминающие фигурки человека или животного, фигурки, вылепленные из пластилина.

Музыкальный ряд: записи мордовских мелодий,

Ход занятия:

(Слайд 3)

Земля моя, Мордовия родная,

Здесь родились мы, здесь мы и живем.

Твои богатства прославляя

О красоте мордовской мы поём!

Здесь в Мордовии поля без края.

До небес богатые леса,

Здесь растём  и прославляем

Мы тебя, мордовская земля!

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении? (ответы детей)

-Да, действительно, прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей удивительной, неповторимой природой, своей культурой. А главное богатство нашего края – это его люди, талантливые, с широкой, красивой душой, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами. Сегодня я расскажу вам о знаменитом скульпторе Степане Дмитриевиче Нефедове (Эрьзе). Выдающийся скульптор XX века, известен всему миру под именем Эрьзя. Этот псевдоним он взял в честь маленького талантливого мордовского народа, к которому принадлежал. В нашем городе есть музей им. Эрьзи, где выставлены его скульптуры.

- Ребята, кто знает, что такое скульптура? (ответы)(слайд 3)

Скульптура - это художественное произведение искусства, созданное человеком для того, чтобы люди знали и помнили историю, известных людей, живших в разное время. Скульптура возникла очень давно. С древних времен. Первые скульптуры лепили из глины, высекали из мрамора.

- Ребята, а как называют человека, который создает скульптуры?

- Как вы знаете, художники рисуют, пишут картины, а как творит скульптор? (Ответы.)

- Правильно, он лепит, высекает, вырезает изваяние – людей или животных. В его руках кусок глины, камня или дерева превращается в прекрасное произведение. А творит он свои чудеса в специальной мастерской.

Воспитатель: (слайды 4) Итак, С. Д. Эрьзя родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье эрзянского крестьянина. В жизни Степана было много необычных моментов.

Например, знаете ли вы, что С. Д. Эрзю сначала звали не Степаном, а именем, которое в переводе с мордовского означает “дитя леса”. Когда он родился, то еще неделю жил без имени – ждали отца, который, как и многие крестьяне из мордвы, находился на заработках. Но по обычаям старины ребенок не должен долго оставаться без имени, т. к. нечистая сила может сглазить младенца. Боясь такого лиха, старухи-староверки уговорили мать пойти в священную дубовую рощу, где по старому обычаю предков дали имя новорожденному Виртака – дитя лесов. Вернулся отец. Он с радостью взял маленького сына на руки и сказал: «Имя Виртака не подходит моему сыну. Я назову сына Степаном». В тот же вечер, отец отправился к местному священнику, чтобы дать новое имя. Так дитя леса Виртака стал Степаном…

(слайды 5) Его первыми художественными впечатлениями были вышивки матери, резьба по дереву старшего брата и поделки отца из корневищ и сучьев деревьев, которые он приносил детям из бурлацких походов по Волге. (рассматривание демонстрационного природного материала)

- Попробуйте и вы, ребята, увидеть в этих ветках что-либо, кого-либо. (дети высказывают свои фантазии)

Художественные способности Степана проявились очень рано - замкнутый и необщительный по характеру, он мог часами рисовать мелом и углем, лепить фигурки людей и животных из глины. Отец, Дмитрий Иванович, первым заметил природные способности мальчика и отдал его учиться в церковно-приходскую школу, а затем в иконописные мастерские Алатыря и Казани. С 14 лет Степан начал трудовую жизнь Затем он поехал учиться в Москву, в Строгановское училище.

С большим трудом удалось бедному мордовскому юноше поступить в знаменитое Московское училище живописи, скульптурный класс, а чтобы не быть голодным, вечерами работал у фотографа. По окончании училища Эрьзя, Степан Дмитриевич был вынужден покинуть Россию и поселиться в Италии. Эрьзя объехал весь мир : Италия, Аргентина, Франция – вот некоторые страны, которые покорил он своим творчеством, но всегда Степан Дмитриевич был предан своему народу.

I. Физкультминутка: А сейчас, ребята, отдохнем, предлагаю поиграть в игру «Сказочная скульптура». Для этого надо вспомнить игру «Море волнуется раз, море волнуется два.» Только вместо «морская фигура на месте замри» мы будем говорить: «Сказочная фигура на месте замри». Один ребенок выбирает самую красивую и выразительную скульптуру, а остальные дети ее изображают. Водящий должен объяснить, почему он выбрал понравившуюся ему фигуру.

Воспитатель: (Слайд 7-8) Отдохнули, а теперь предлагаю отправиться на небольшую выставку произведений скульптора, которые представлены на фотографиях. Одни из них выполнены из гипса, другие из железобетона, дерева, бронзы, мрамора. (показ). Но все творения объединяет одна особенность – они очень жизненны ( хочется сказать: как живые).

«Будучи мордвином по национальности, Эрьзя часто выбирал свои модели среди соотечественников. Посмотрите на изображение «Эрзянки» (показ). В этом портрете, выполненном из железобетона, скульптор представил свою сестру Фиму. Почему она приложила руки к груди? Так она провожала брата на учебу, так она сдерживала свои чувства. Этот жест передает ее сердечность, Доброту. И одел ее Эрьзя в такую одежду в какую одевались все мордовские женщины на людях : головной убор – панго, вырез рубахи скреплен застежкой – сюлгамо, на шее – украшение в виде оберега от злого глаза.

Эрьзя очень любил свой народ и,даже живя вдали от родины, создал много колоритных скульптур, изображающих всю красоту мордовского народа. “Голова мордовки” (железобетон, Скульптуры “ Крестьянин-мордвин”(кебрачо, “Старик-мордвин” (кебрачо) эрьзя создавал вдали от Родины. (Показ.) В них особенно сказалась кровная связь скульптора с Родиной, тоска по ней:

Ребята, обратите внимание на скульптуры «Старик-мордвин» и «Крестьянин-мордвин» они сделаны дерева кебрачо, произрастающего в далекой Аргентине. Это дерево отличается особой твердостью и красивым цветом, в нем Эрься увидел необыкновенный материал для творчества и часто его использовал. (слайд 10)

(Слайд 9)Продолжим знакомство с творчеством Степана Дмитриевича Эрьзи. Рассмотрим его скульптуры : «Тоска», «Горе», «Радость», «Мечты», «Спокойствие», «Каприз», «Скорбь»,«Сон», «Ужас» (показ).

- Что они выражают? (Ответы.)

Верно, чувства людей. Внимательно вглядитесь в эти изображения. Буду называть названия скульптур, а вы постарайтесь отгадать, какая скульптура отражает, например, «Тоску», а какая «Ужас». (выполняется задание)

Молодцы! С заданием справились.

Действительно, состояние человека в скульптуре Эрьзя выразил мимикой – выражением лица, добрым или веселым, грустным или расстроенным.

-Надеюсь, вы поняли, чем привлекают зрителя скульптуры Степана Дмитриевича Эрьзи? (Ответы.)

- Да, в них отражено настроение, чувства человека. Поэтому так интересно рассматривать его творения. Невольно зритель проникается теми же чувствами, которые передают художественные образы скульптора Эрьзи.

Посмотрите еще раз на фото, где изображен СД. Эрьзя за работой. И мы с вами имеем удивительную возможность прикоснуться к великим творениям Эрьзи и наслаждаться их красотой, ведь у нас есть музей им. С. Д. Эрьзи, где находятся его работы. (слайд10)

-Мы познакомились лишь с малой долей работ великого скульптора. И мне хотелось, чтобы вы полюбили искусство Эрьзи, как любил свои скульптуры и сам автор. В горе и в радости он думал о своих работах и называл их своими детьми:

Рефлексия:

-А что вам запомнилось больше всего?

- Какие работы понравились?

- Почему скульптор взял себе псевдоним Эрьзя?

- Ребята, в следующий раз мы познакомимся с другими работами выдающегося скульптора С. Д. Эрьзи

Публикации по теме:

Беседа для детей старшей группы детского сада «Из истории русского народа» В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией.

Беседа «Режим дня в старшей группе детского сада» в старшей группе Беседа на тему «Режим дня» (старшая группа) Беседа на тему «Режим дня» (старшая группа) Цель: сформировать у детей представления о правильном.

Беседа о дружбе в старшей группе детского сада Воспитатель: Перевезенцева Н. П. Описание: данный материал может быть полезен воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Беседа о российском флаге в старшей группе детского садаБеседа о российском флаге в старшей группе детского сада Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и гости моей страницы. У каждого человека есть Земля, на которой он живет- Родина! Наша Родина.

Беседа-развлечение для детей средней группы детского сада на тему «Птицы леса» Цель: знакомство детей старшего возраста с птицами проживающими в лесу. Задачи: научить детей различать лесных птиц. Развивать: зрительную.

Беседа-развлечение для детей средней и старшей групп детского сада — «Масленица!» «Игры и Забавы на масленицу» Беседа-развлечение для детей средней и старшей групп детского сада МАСЛЕНИЦА! Беседа первая Ребята, сегодня я расскажу вам об одном из самых.

Беседа в средней группе детского сада «Путешествие по родному городу Саранску» Беседа “Путешествие по родному городу” Задачи: - Продолжать знакомить детей с малой Родиной. - Расширять представление детей о родном городе.

Беседа в старшей группе детского сада «22 июня — День памяти и скорби»Беседа в старшей группе детского сада «22 июня — День памяти и скорби» Цель: - познакомить детей с понятием Великой Отечественной Войны; - рассказать о событиях дня начала войны - 22 июня; - рассказать о жизни.

Беседа в старшей группе детского сада «День России»Беседа в старшей группе детского сада «День России» Цель: - познакомить с главными символами страны: герб, флаг, гимн. - расширять знания детей о государственной символике России, их историческом.

Фотоотчёт занятия по ИЗО «Кувшинчик» для старшей группы детского садаФотоотчёт занятия по ИЗО «Кувшинчик» для старшей группы детского сада Тема:«Кувшинчик»Цель:учить детей создавать изображение посуды из целого куска пластилина. Задачи: Образовательные – учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа «Мордовский скульптор С. Д. Эрьзя» для старшей группы детского сада
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 22:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа «Мордовский скульптор С. Д. Эрьзя» для старшей группы детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кольцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД