Елена Чипыжова
Беседа «Маленькие друзья человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить представление детей о внешнем виде, образе жизни,
значении в природе муравьев, бабочек, жуков, дождевых червей,
жаб, лягушек, пауков; о сложных взаимосвязях растительного и
животного мира: исчезновение одного звена в цепочке
взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях.
Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных.
Предварительная работа:С каждым животным воспитатель знакомит детей вновь илирасширяет знания путем наблюдений на прогулках
(рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и сказок:
Публикация «Беседа „Маленькие друзья человека“» размещена в разделах
Б. Заходер «Серая звездочка», В. Бианки «Как муравьишка домой
спешил», Ю. Аракчеев «Сидел в траве кузнечик», С. Воловник
«Наши знакомые незнакомцы» и др.)
Материал:Картинки с изображением животных, конверт, письмо.
Ход беседы
Воспитатель вносит конверт, читает адрес, дети узнают, что письмо от Незнайки. Воспитатель читает:
«Здравствуйте, ребята!
Со мной приключилось необычное происшествие, а почему - я не знаю и никто не может мне объяснить. Может быть, вы поможете. Расскажу все по порядку. Я очень люблю ходить в лес, на луг. Люблю любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Все бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, комары, муравьи.
И летают, и ползают, и жужжат над ухом.
Пользы от них никакой - только вред. Идешь по тропинке, а там сидит
лягушка или еще хуже - жаба. Такие противные! Зачем они в лесу? А бабочки?
Целый день летают и летают. Какая от них польза? А муравьи? Только
кусаются. А червяки? Живут под землей; где хвост у них, где голова -
непонятно. Наверное, корни у деревьев поедают! Пришел я в лес и громко
закричал: «Уходите все из леса, видеть вас не хочу!» Они и ушли.
Обрадовалсяя. Хорошо в лесу. Никто не жужжит, не прыгает, не летает и не бегает. Воттолько листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели,звери разбежались. Почему все это случилось? Помогите мне разобраться!
Ваш Незнайка».
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке.
( Рассматриваем картинки: муравей, стрекоза, бабочка, паук,
божья коровка, лягушка, жаба, дождевой червь).
Воспитатель: Почему лес опустел?
Дети: Животные обиделись на Незнайку и ушли.
Воспитатель: На что же животные обиделись?
Незнайка сказал, что эти животные бесполезные и даже вредные?
Воспитатель: Расскажите в чем их польза. Я загадаю две загадки. О каком животном быстрее отгадаете, с того и начнем рассказ:
1. Удивительно силен,
Не смотри, что мал:
Ведь в лесу с друзьями он
Гору натаскал.
2. Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел!
Как называется гора, которую натаскали муравьи?
Из чего муравьи строят муравейник?
Чем питаются муравьи?
Почему их называют «санитарами леса»?
(Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника
хвойные иголки, мелкие веточки, кусочки коры, остатки растений; муравьи
поедают гусениц, различных жуков, которые точат деревья; муравьи разносят
семена лесных растений, рыхлят почву).
Почему лесу стало плохо без муравьев?
Как могут люди позаботиться о муравьях?
Что вы посоветуете Незнайке?
Поговорим о бабочках. Почему лесу стало плохо без бабочек?
(Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов)
Чем питаются бабочки?
Как они переносят пыльцу с цветка на цветок?
В чем еще польза бабочек?
Как можно о них позаботиться?
Послушайте еще загадку.
Мой хвост не отличить от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)
Где живут дождевые черви?
Чем питаются?
Какую пользу приносят?
(Рыхлят землю, затаскивают в свои норки-ходы травинки и тем делают е
питательной для растений).
А как червяк передвигается в земле?
(Он сначала вытягивается, а потом становится меньше, а затем опять
вытягивается - так и передвигается).
Когда дождевым червям нужна помощь от людей? Как мы помогаем червям?
Что вы расскажете Незнайке о червях?
Незнайка прогнал жаб, лягушек.
В чем польза, почему лесу стало плохо без них?
(Лягушки и жабы поедают комаров, слизней, гусениц, не дают им
размножаться).
Какую сказку мы читали о жабе?
(«Серая звездочка»)
Прав ли Незнайка, когда сказал, что жабы и лягушки противные?
Почему жабы серого, бурого цвета?
(Защитная окраска)
Как жабы и лягушки могут защититься от своих врагов?
(Прятаться, затаиваться)
Как ребята должны заботиться о жабах и лягушках?
Расскажите о пользе божьих коровок, пауков, жуков, стрекоз?
Вы все хорошо рассказали о пользе животных (насекомых, которых
незнайка прогнал из леса.
Они все маленькие, но польза от них большая.
Как можно их всех назвать?
(Маленькие помощники, маленькие друзья)
Лес не может прожить без этих маленьких животных.
Ребята, какой совет мы дадим Незнайке?
(Помириться с животными, извиниться, попросить их вернуться в лес,
прочитать об их пользе в книгах, бережно относиться, помогать
в трудное время). Итог беседы