Людмила Владимировна Телитченко
Батлы как нетрадиционная форма организации познавательной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Переходный период, охвативший сейчас всю систему образования, включая и дошкольное образование, положительно влияет на восприятие новых стратегических ориентиров, внедряемых ФГОС. Приоритетным является направление, являющее собой применение инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Публикация «Батлы как нетрадиционная форма организации познавательной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
Использование метода проекта в познавательном развитии дошкольника как одного из методов интегрированного обучения, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Метод проектов привносит в образовательную систему детского сада элемент открытости, что является прекрасной стартовой площадкой для вовлечения родителей в познавательно-образовательную деятельность.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, свободно встраивающиеся в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста и их родителей. Одной из современных проектных форм взаимодействия являются батлы.
Перевод иностранного слова «battle» известен, пожалуй, каждому человеку, изучающему английский язык. Ведь это довольно распространенное слово, встречающееся не только в исторической литературе, но и в современной повседневной жизни. Оно обозначает битву, соревнование, поединок, турнир или сражение.
Батл как форма исследовательской работы в ДОУ - это словесный поединок, в ходе которого участники, оппоненты доказывают свои предположения, суждения с целью выяснения истины. Для формирования стойкого познавательного интереса педагоги насыщают свою деятельность приемами, побуждающими непосредственный интерес дошкольников. Они используют различный занимательный познавательный материал, в котором очень выигрывают батлы.
Батл – это соревновательная игра. А игра, как известно, наиболее естественный и радостный вид деятельности для детей и именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Подобная работа может быть эффективной только при активном вовлечении в поисковую деятельность родителей. Это и различные домашние задания творческого характера, участие в развлечениях и праздниках, что создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идёт легко и непринуждённо, и в который вовлечена вся семья ребенка. Элемент соревнования, часто присутствующий в батлах, способствует стимулированию познавательной активности детей.
Одним из направлений в работе с детьми дошкольной образовательной организации является краеведческое образование. Его роль особенно возросла сейчас, в наши дни, когда страна и общество находятся на переломе, когда разрушаются многие стереотипы и концепции, резко повышается роль регионов, их историческое начало.
В таких обстоятельствах семейные батлы вызывают особый интерес среди нетрадиционных форм организации познавательной деятельности, направленной на знакомство с малой Родиной. Батлы как организационная педагогическая форма познавательной активности позволяют обобщить и систематизировать знания детей и родителей о родном городе. Познание ближайшего окружения превращается в интересный процесс совместного взаимодействия детей со взрослым с целью открытия мира.
При таком способе организации целенаправленной деятельности заметны явные положительные результаты в развитии познавательных способностей детей. Как показала практика, при применении данной формы наблюдается улучшение подготовки детей к школьному обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее развитие ребёнка, сплочению членов семьи.
Интеллектуальные семейные краеведческие батлы как одна из технологий познавательного развития дошкольников направлены на :
• патриотическое воспитание детей;
• проявление познавательного интереса, любознательности со стороны воспитанников, педагогов, родителей;
• активное участие в семейных краеведческих батлах всех участников образовательного процесса;
• стремление узнать историю своей семьи, города, края, проявление желание и в дальнейшем заниматься краеведением;
• на осознание детьми и взрослыми, что на привычные вещи можно взглянуть по-новому.