Мифтахова Занфира
Башкирские посиделки
▼ Скачать + Заказать документы
БАШКИРСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
«В гостях у бабушки»
Старшая группа.
Автор: Мифтахова Занфира Муллазяновна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 185 г. Уфы Ленинского района Республики Башкортостан.
Описание работы: сценарий данного мероприятия «В гостях у бабушки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвящённой фольклорной тематике, он вместе с соответствующими декорациями, костюмами, атрибутами и музыкальными номерами, непременно вызовет у детей интерес к башкирскому народному творчеству.
Публикация «Башкирские посиделки» размещена в разделах
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирского народа.
• Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений.
• Дать представление о различном характере народных песен, танцев игр, хороводов.
• Доставить детям радость.
Оформление зала: Зал красочно оформлен. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: Прялка, несколько спряденных клубочков пряжи. Тахта, с вышитыми подушками, вышитые полотенца, сотканные половички, деревянные и глиняные гончарные изделия.
Башкирский народный инструмент «Курай»
Исполнители:
Взрослые.
Бабушка.
Дети.
Мальчики и девочки.
Анализ: На основе данного сценария был проведён фольклорный праздник с детьми старшей группы «Земляника»(каен еляге) детского сада
№ 185 МБДОУ Ленинского района города Уфы. (на башкирском языке.)
Стоявшая изначально цель- воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли башкирские народные песни, игры, хороводы, пляски. С весёлым задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены стихи, пословицы, песни, которые несомненно послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего мероприятия.
Ход мероприятия:
Зал красочно оформлен в стиле башкирской юрты.
В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: Прялка, несколько спряденных клубочков пряжи. Тахта, с вышитыми подушками, вышитые полотенца, сотканные половички, деревянные и глиняные гончарные изделия.
Посреди зала стоит юрта, внутри юрты на тахте сидит бабушка и прядет пряжу.
Забегают две девочки.
Девочки: Здравствуй милая бабушка!
Бабушка Как дела? Как здоровье? Чем занимаешься?
Бабушка: Здравствуйте мои внученьки! Милости прошу мои дорогие.
Спасибо мои милые. Занимайте места, где кому нравится, будьте
как дома. Вот, сижу пряду пряжу. Хочу для вас связать варежки,
носочки.
Девочки: Не беспокойся бабушка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили к тебе в гости
прийти. Давай бабушка мы тебе поможем.
Бабушка: Давно я вас жду – поджидаю. Вот спасибо, «Зур рахмат».
Девочки: Бабушка. Мы узнали, что ты собираешься в гости. Можно мы в
доме останемся, будем шить, вязать, тебе помогать.
Бабушка: Конечно, оставайтесь. Пригласите своих подружек, только
хорошо себя ведите, мальчиков не зовите.
(бабушка уходит и девочки заходят в зал.)
Исполняется башкирский танец с платками «Шаль вязала».
(издалека слышится музыка)
1девочка: Слышите кто-то на гармони играет? Это наверное мальчики.
2девочка: «Мальчики идут, мальчики идут»!
(появляются мальчики и поют башкирскую песню «Эх тала, тала белэгем».
1мальчик: Девочки откройте (девочки подбегают к двери)
2 мальчик: Здравствуйте девочки, впустите нас.
1девочка: Нет, не пустим, бабушка нам не велела вас впускать.
3 мальчик: А давайте мы вместе поиграем, потанцуем.
Будем вместе веселиться, будем вместе мы играть.
Будем вместе мы резвиться, будем вместе мы плясать.
«Башкирский парный танец».
Девочка читает стихотворение «Мой курай».
Заиграй же мой курай песню.
Чтоб вошла в сердца.
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца.
Сердце воскресло
Дружбою согрето
Курай мой курай
Башкирская флейта. Абдулхак Игебаев
Затем мальчик берет курай и имитирует игру на «курае.»
Исполняется игра «Курай»-Ф. З. Гершовой.
Дети садятся на свои места.
Выходит Артур и читает стихотворение Салавата Юлаева «Уралым».
Мальчик: Что - то девочки у нас заскучали.
Девочка: Нам скучать совсем не лень,
Мы б плясали целый день.
Девочки сюда спешите
И Артура пригласите.
Шуточный «танец с кураем».
Стук в дверь.
Бабушка: Внученьки откройте дверь!
Девочка: Ой бабушка пришла! Она нас будет ругать. Мальчики прячьтесь.
мальчики прячутся под покрывало.
Игра «Хелькен суска»(Свинья пошевелись)
Девочки открывают дверь.
Бабушка: Добрый день мои хорошие. Ну как время провели? Что делали?
Чем занимались?
Девочки: Мы в доме убирались, шаль вязали, платки вышивали.
Бабушка: Ой что-то тут не так;? А кто там? Раскрывает покрывало…
Ой да тут мальчики, а я ведь сказала вам вести себя хорошо и не
впускать никого.
Мальчики: Бабушка прости нас, мы больше так не будем, нам одним было
скучно.
Девочки: И нас прости. Мы ведь только дома убирались, шаль
вязали, платки вышивали, песни пели, стихи читали. Хочешь и
тебе расскажем.
Бабушка: Ух окаянные. Конечно, хочу послушать.
Альберт читает стихотворение «Башкирия моя».
Башкирия! мой край родной
Трудолюбивая земля.
Сияя щедрой красотой
Цветут сады. шумят поля.
Башкирия! В лесах твоих
Дубы с березами растут
Пестры ковры полей лесных
Как много ягод спеет тут.
В твоих подземных кладовых
И нефть. И уголь и руда.
А дружба жителей твоих
Крепка всегда и на века. (Исхан Ахтям)
Бабушка: Дети, я вам гостинцы принесла- «Чак-чак, Баурсак»Давайте
попьем чай с угощениями.
Девочки ставьте самовар. (обращается к девочке)
А пока самовар кипит. Давайте споем.
Мальчики и девочки исполняют вместе с бабушкой
«Башкирские частушки»
Бабушка: Ну, хватит частушки распевать, пока чай кипит пора и за работу
браться.
Есть у меня для Вас, деточки мои одно задание: все мои нитки кот
«Актуш»(белая грудка)размотал (заигрался) помогите мне их в
клубочки смотать.
Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как
музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как
прекратится – хватит и ниточку мотать. Понятно ли задание?
Начинаем соревнование «Смотай нитку в клубок»
Бабушка : Вот и чай готов. Чай попьем с баурсаком, пирогом.
Дети: Ой какой чай вкусный. Спасибо тебе бабушка. А нам пора домой.