Лейла Сафина
Барьеры в общении
▼ Скачать + Заказать документы
Без общения педагогический процесс практически невозможен. Чтобы правильно и эффективно организовать педагогическое общение, педагог должен иметь определенные коммуникативные знания и умения, социально-психологическую компетенцию.
Согласитесь, что между учителем и учеником должна стоять задача не только услышать информацию, но ее и понять. В межличностной коммуникации важную роль играет интерпретация сообщения, которая идет от преподавателя к учащемуся и наоборот.
Публикация «Барьеры в общении» размещена в разделах
Следующий барьер, в первую очередь, может возникнуть потому, что преподаватель имеет личные индивидуальности и психологические особенности, а ученик – свои. Форма и содержание информации будет зависеть от отношений между ними, представлений друг о друге и сложившейся ситуации.
Важно заметить, что сообщение учителя трансформируется, т. е. немного изменяется под влиянием типологических индивидуальных особенностей ученика, его отношению к учителю, ситуации и самому тексту.
Список личностных барьеров, связанных с несовместимостью собеседников:
- Индивидуальные различия. Сюда можно отнести особенности характера, темперамента, эмоционального состояния. К примеру, меланхолик может испытывать неловкость при общении с холериком.
- Идеологические причины. Каждый партнер имеет свою идеологию, мировоззрение, стереотипы. Часто неосознанные личные установки действуют на человека и он уже начинает воспринимать мир через них.
- Прошлый опыт общения. Соседник может испытывать страх при общении с новым собеседником, потому что у него уже был прошлый негативный опыт общения и он не хочет его снова повторить.
- Предвзятость. Человек без особых причин может игнорировать другого человека, потому что ему может не понравится внешний вид или его манера поведения.
- Барьеры отрицательной установки. Зачастую именно они зарождаются другими людьми. Например, один человек сказал плохое о другом человеке, и уже сразу пропадает желание знакомиться с ним. Однако, даже если и начинает общение, то с некой закрытостью, настороженностью.
- Ожидание непонимания. Перед общением, человек волнуется, что собеседник его неправильно поймет, предвосхищает неприятные ощущения.
- Возрастные барьеры. Люди пожилого возраста могут осуждать молодых. В общем, вечная проблема «детей и отцов».
- Недостаточное понимание важности общения. Каждый собеседник может по разному оценивать контакт: один может пытаться построить эффективный диалог, а другой – искать возможность завершить беседу.
Адекватность восприятия информации зависит от ряда причин. Самая основная – наличие или отсутствие коммуникативного барьера. Коммуникативный барьер – препятствие в процессе коммуникации, вызванное социальными или психологическими факторами.
Есть много видов коммуникативных барьеров. Барьеры непонимания :
1. Семантические. Возникают из-за использования многозначных фраз (отсутствие их пояснения) или неверного понимания значения символов: жестов, интонации, слов.
2. Невербальные. Невербальная передача происходит одновременно с вербальной, поэтому может либо усилить, либо изменить смысл слов. Нередко вербальные и невербальные символы неконгруэнтны, т. е. противоречат друг другу.
3. Фонетические. Могут возникнуть по причине наличия дефектов речи говорящего (невнятная речь, быстрая).
4. Стилистические. Стиль излагания информации может быть тяжелым, легковесным или неуместным. Может возникнуть неприятие сообщения из-за звуков-паразитов: «ну», «так», «э-э».
5. Коммуникативные перегрузки. Они характеризуются трудностью переработки или упорядочения слишком большого объема информации. Отсеивание менее значимой информации происходит, но вот для каждого человека понятие важности информации различно и не всегда совпадает.
6. Логические. Каждый человек видит коммуникативную ситуацию со своей точки зрения. Из-за несовпадения логических действий и умозаключений могут как раз и возникать логические коммуникативные помехи.
Вот еще какие могут возникать барьеры в общении :
1. Культурные. Они могут возникнуть при вербальном, так и при невербальном контакте. Могут проявляться из-за различия в национальности, религии, этики (норм и ценностей, эстетики (вкусов, манер).
2. Организационные. Данные помехи делятся на 4 барьера в организации : излишней централизации в системе управления, излишней дифференциации подразделений, неопределенности обязанностей и прав, нежеланием делиться информацией.
3. Социальные. Барьеры возникают из-за несовпадения профессиональной компетенции, разного статуса, уровня образования, навыков восприятия.
4. Физические. Они делятся на 3 группы: пространственные (неудобное расположение мебели в кабинете, неправильное расстояние между собеседниками, временные (ограниченное время разговора, нет эмпатии, технические (отвлекающий шум, неисправность телефона).
По мнению В. А. Кан-Калика, между учителем и учеником могут возникнуть типичные барьеры из-за :
• Боязни класса;
• Негативной установки на класс;
• Подражания;
• Отсутствия контакта;
• Противопоставления социально-ролевых позиций, целей;
• Несовпадения установки и др.
С. Ю. Темин выявил объективные и субъективные причины появления педагогических конфликтов. К первым он относит: значительное ограничение степени свободы, различие в жизненном опыте, социальную нестабильность. Во второй причине Темин признал: наличие у педагога и учащегося черт характера (самоуверенность, ехидность, скептицизм, психологическую несовместимость между преподавателем и учеником, отсутствие интереса к дисциплине у учащегося, недостаточная компетентность педагога.
Конфликт в педагогической сфере надолго разрушает взаимоотношение между учителем и учеником. У педагога может появиться стрессовое состояние или недовольство своей работой. Вот на какие типы делятся школьные конфликты:
Ученик-ученик;
Родитель-ученик;
Родитель-учитель;
Учитель-ученик;
Ученик-администратор;
Родитель-администратор;
Администратор-администратор;
Родитель-родитель;
Учитель-учитель.
В учебной деятельности часто можно видеть конфликт между учащимися, который выражается в борьбе 2-3-х лидеров и их группировок в классе. В средних классов зачастую нарастает противоборство между девочками и мальчиками, а также может быть противостояние трех-четырех подростков с классом или одного школьника с классом.
М. М. Рабакова выделила несколько потенциально конфликтогенных ситуаций в педагогике:
- конфликты деятельности. На уроках могут возникать неприятные ситуации по причине утомления, трудности в понимании учебного материала, невыполнения домашнего задания.
- конфликты поступка. Педагогическая ситуация может обостриться, если педагог допустил ошибку в анализе поступка учащегося, сделал неверный вывод или не выяснил мотив. Такие оценки влияют на последующие взаимоотношения. Преподаватель может наказать ученика, не посчитавшись с его позицией, самооценкой и тогда воспитательная мера может перерасти в конфликт.
- конфликт отношений. Он возникает тогда, когда педагог неумело разрешил ситуацию. Особенно тяжело приходится, когда конфликт отношений возникает с группой учеников из класса. Это может произойти в том случае, когда учитель навязывает ученикам свой характер отношений, ожидая от них ответной любви и уважения.
Возникновение коммуникативных и психологических барьеров мешает нормальному общению. Человек – социальное существо, а значит общение просто необходимо. Поэтому, проблемы в общении всегда будут актуальны.
Список литературы:
1. В. Н. Лавриненко. – М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 180 с.
2. Леонтьев А. А. Психология общения, Москва, 1999 - 465с.
3. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 - с 235
4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – с 343
5. Батаршев А. В. «Организаторские и коммуникативные качества личности» (Для деловых людей). - Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. – 146с.
6. Фролов С. С. Социология организаций. – М. ,2001г., с 200.
7. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. – М., 1979г.
8. Горянина В. А. Психология общения. – М., 2002г.
9. Казаринова Н. В. Межличностное общение. Конспект лекций. – Спб., 2000г., с. 8.