Лучший педагог года

Занимательный дидактический материал: вопросы, задачи-шутки, головоломки, игры на моделирование

Елена Стройкова
Занимательный дидактический материал: вопросы, задачи-шутки, головоломки, игры на моделирование
▼ Скачать + Заказать документы

Занимательные вопросы

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

Публикация «Занимательный дидактический материал: вопросы, задачи-шутки, головоломки, игры на моделирование» размещена в разделах

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)

Задачи-шутки

На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)

Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)

Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Задачи в стихах

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В. Кудрявцева

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

И узнать я был бы рад

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, всем привет!

Н. Разговоров

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают поутру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

В. Кудрявцева

Вдоль овражка

Шла фуражка,

Две косынки,

Три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей!

Жили-были у жилета

Три петли и два манжета.

Если вместе их считать,

Три да два, конечно, пять!

Только знаешь,

В чём секрет?

У жилета нет манжет!

Г. Новицкая

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, косой

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

Б. Заходер

Шесть орешков Мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца?

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели

Пять румяных, наливных,

Два с кислинкой.

Сколько их?

На базаре добрый ёжик

Накупил семье сапожек.

Сапожки по ножке – себе,

Поменьше немного – жене.

С пряжками – сыну,

С застёжками – дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семье у ёжика ножек?

И сколько купили сапожек?

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Привела гусыня — мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Занимательные упражнения.

«Какую игрушку спрятали?»

Цель: повторить рассмотренные свойства предметов (цвет, размер).

Воспитатель выставляет несколько игрушек (например, две куклы, большую и маленькую, два одинаковых по размеру кубика, но один желтый, другой зеленый) и говорит: “Посмотрите внимательно на игрушки. Закройте глаза. (Воспитатель быстро убирает большую куклу). Откройте глаза. Какую игрушку спрятали? (Дети должны назвать ее, указать ее цвет и размер). Отгадавший получает право задать аналогичные вопросы всем детям, самому спрятать игрушку. Игру можно проводить, используя предметные картинки и игрушки. Игра развивает зрительную память, наблюдательность.

«Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?»

Вызванный ребенок становится между двумя стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него.

На стульях стоят игрушки (от 2 до 4 шт.). Ребенок рассказывает примерно так: “Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки”. Воспитатель может вначале показать и объяснить, как надо выполнять задание. Задание выполняют 2 – 3 человека.

«Где мое место?»

Соревнуются две команды. Детям раздаются перевернутые карточки с цифрами. По сигналу педагога все играющие одновременно переворачивают карточки. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее построит свой ряд чисел.

«Художники»

Положите перед собой листок бумаги. Возьмите линейку (трафарет) и нарисуйте два квадрата. Художник дорисовал квадраты, и получились часы, кубики (учитель показывает). Теперь вы будете художниками. Подумайте, что можно дорисовать, чтобы получился какой-нибудь предмет. (Дети могут нарисовать, например, домик, вагончик, машину и т. п.). Педагог должен прокомментировать рисунки детей, показать некоторые из них.

«Кто самый внимательный?»

Детям дают задание: «Послушайте, сколько раз ударит молоточек, и положите на верхнюю полоску карточки на 1 кружочек меньше. (Педагог стучит 10 раз). Сколько кружков вы положите и почему? На нижнюю полоску положите на один квадрат больше, чем услышите звуков. (Педагог стучит 7 раз). Сколько вы положите квадратов и почему? Какое число больше (меньше): восемь или девять? Что мы скажем про число девять, если сравним его с числом восемь или десять?»

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение решать логические задачи, развивать внимание; учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности.

Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.

Конкурс 1 «Загадки»

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Четыре ноги, а ходить не может (Стол).

В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).

В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).

Конкурс 2. «Составь фигуры»

Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.

Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.

Конкурс 3. «Найди отличие»

Даны группы фигур. Нужно найти отличия.

Конкурс 4. «Реши задачу»

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).

В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подведение итогов: вручение наград за правильность и быстроту ответов; работа над ошибками (какие задания показались сложными и почему).

Игры на плоскостное моделирование

Логические блоки Дьенеша.

Цель игры. Учить детей составлять изображение предметов из геометрических фигур используя схемы; развивать умение различать, правильно называть, группировать геометрические фигуры; развивать воображение и творческое мышление у детей, желание придумывать новые варианты изображения предметов из геометрических фигур.

Логико-математическая игра.

Цель игры. Развивать умение у детей самостоятельно составлять

схематические изображения, разнообразя их по цвету, форме и размеру;

сравнивать и группировать по размеру (большие и маленькие); выявлять

количественные отношения; переносить действия на основе схемы на

реальные геометрические фигуры определять цветы, размеры и их сочетания.

Магнитная геометрическая мозаика.

Цель игры. Учить детей составлять изображение предмета из

геометрических фигур (целое из частей) по образцу или по собственному

замыслу, развивать логическое мышление, сенсорные умения и способности

аналитического восприятия. Развивать умение различать, правильно называть, группировать геометрические фигуры.

Цветные палочки Кюизенера.

Цель игры. Пособие предназначено для развития умения у детей различать и называть цвета, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; развивает сенсорные процессы, восприятие, мышление, воображение детей.

Тетрис.

Цель игры. Развивать у детей логическое мышление, умение группировать геометрические фигуры по определенному условию (цвет, форма, величина); развивать навыки счета у детей. Учить детей определять закономерности и продолжить ряд, ориентируясь на чередование свойств.

Учить детей составлять узоры по схематичному изображению и по

собственному замыслу.

Геометрическая мозаика.

Цель игры. Развивать у детей ориентировку в пространстве, умение различать и группировать геометрические фигуры, составлять из них изображение знакомых предметов по чертежам и по своему замыслу.

Сложи квадрат.

Цель игры. Учить детей складывать квадрат из частей, иногда неизвестной формы; закреплять умение перед началом работы переворачивать кусочки на лицевую сторону и группировать их по цветам и по оттенкам цветов; развивать логическое мышление, внимание, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Танграм.

Цель игры. Развивать у детей умение сравнивать и группировать

геометрические фигуры: четырехугольники и треугольники, составлять из

треугольников новые геометрические фигуры. Развивать у детей логическое

мышление, пространственное воображение, конструктивное мышление,

комбинаторские способности, сообразительность, сенсорные способности,

творческое воображение.

Монгольская игра.

Цель игры. Развивать у детей умение сравнивать и группировать

геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, квадраты.

Развивать у детей логическое мышление, пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, сенсорные способности, творческое воображение.

Дроби.

Цель игры. Познакомить детей с понятием целое и части; учить детей составлять целое из частей. Развивать сенсорные способности у детей, память внимание, логическое мышление. Учить детей составлять узоры из деталей игры по схематичным изображениям и по собственному замыслу.

Игры со счетными палочками.

Цель игры. Учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек, пользуясь схематичным изображением (словесным заданием - позднее); учить отсчитывать нужное количество палочек; упражнять в умении высказывать предположения о правильном решении поставленной задачи.

Мелкий геометрический конструктор.

Цель игры. Развивать способность у детей различать и называть

геометрические фигуры (кубик, призма, конус, кирпичик, пластина).

Учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивости, формы, величины).

Крупный плоскостной геометрический конструктор.

Цель игры. Учить детей узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, умение группировать фигуры (по цвету, форме, величине) составлять знакомые предметы из геометрических фигур; развивать сенсорные способности, внимание, восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, сообразительность, конструктивные навыки.

Геоконт. Умелые лапки.

Цель игры. Способствует сенсорному развитию (эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно – осязательные анализаторы); развивает мелкую моторику рук; развивает внимание, память, творческое воображение и пространственное мышление, формирует умение анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

Составь картинку из геометрических фигур.

Цель игры. Игра способствует освоению детьми эталонов формы, выполняя задания игры, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество геометрических фигур, знакомится с пространственными отношениями и величиной, развивает мышление, внимание, сообразительность, усидчивость, творческое воображение.

Лото со схемами.

Цель игры. Познакомить детей со схематичным изображением знакомых предметов, учить детей узнавать по схемам предмет, правильно его называть и находить его реальное изображение; развивать у детей умение в ориентировке в пространстве; развивать память, внимание, мышление.

Публикации по теме:

Дидактический материал к занятию «Наши добрые ладошки»Дидактический материал к занятию «Наши добрые ладошки» Конспект занятия Наши помощники на занятии. "Молчу и слушаю вопрос". "Думаю как отвечать". "Поднимаю руку, если знаю ответ"..

Дидактический материал «Листья» из фетраДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Дидактический материал «Матрёшки» своими рукамиДидактический материал «Матрёшки» своими руками Представляю вам дидактический материал -"матрёшки".эти матрешки я беру на непосредственной образовательной деятельности по математике.

Дидактический материал по теме «Животные Иркутской области» в картинкахДидактический материал по теме «Животные Иркутской области» в картинках Дидактический материал «Животные Иркутской области». Представленный материал рекомендован для детей 5-7 лет. Цель: расширение кругозора.

Дидактический материал «Угадай сказку»Дидактический материал «Угадай сказку» Этот материал я рекомендую использовать как самостоятельную игру, как элемент занятия или викторины по сказкам (например, замена бабой.

Дидактический материал с коми этнокультурным содержаниемДидактический материал с коми этнокультурным содержанием 1) Дидактическая игра «Подбери охлупень»Цель игры: обогатить представления детей о различных формах охлупней, развивать наблюдательность,.

Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике (1 часть)» Информационный проект «Занимательный материал для дошкольников по математике» (1 часть) Проект направлен на формирование у детей интереса.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособияДидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия Несколько лет я работаю по теме о развитии мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому многие мои посты так.

Занимательный материал по ФЭМП для младших дошкольниковЗанимательный материал по ФЭМП для младших дошкольников Занимательный игровой математический материал рассматривается как одно из дидактических средств, способствующих развитию математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательный дидактический материал: вопросы, задачи-шутки, головоломки, игры на моделирование
Опубликовано: 5 июня 2022 в 13:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательный дидактический материал: вопросы, задачи-шутки, головоломки, игры на моделирование» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стройкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД