Елена Стройкова
Занимательный дидактический материал: вопросы, задачи-шутки, головоломки, игры на моделирование
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательные вопросы
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
Публикация «Занимательный дидактический материал: вопросы, задачи-шутки, головоломки, игры на моделирование» размещена в разделах
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Задачи в стихах
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
В. Кудрявцева
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
Н. Разговоров
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают поутру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
В. Кудрявцева
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
В чём секрет?
У жилета нет манжет!
Г. Новицкая
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
Б. Заходер
Шесть орешков Мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке – себе,
Поменьше немного – жене.
С пряжками – сыну,
С застёжками – дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек?
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
Привела гусыня — мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Занимательные упражнения.
«Какую игрушку спрятали?»
Цель: повторить рассмотренные свойства предметов (цвет, размер).
Воспитатель выставляет несколько игрушек (например, две куклы, большую и маленькую, два одинаковых по размеру кубика, но один желтый, другой зеленый) и говорит: “Посмотрите внимательно на игрушки. Закройте глаза. (Воспитатель быстро убирает большую куклу). Откройте глаза. Какую игрушку спрятали? (Дети должны назвать ее, указать ее цвет и размер). Отгадавший получает право задать аналогичные вопросы всем детям, самому спрятать игрушку. Игру можно проводить, используя предметные картинки и игрушки. Игра развивает зрительную память, наблюдательность.
«Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?»
Вызванный ребенок становится между двумя стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него.
На стульях стоят игрушки (от 2 до 4 шт.). Ребенок рассказывает примерно так: “Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки”. Воспитатель может вначале показать и объяснить, как надо выполнять задание. Задание выполняют 2 – 3 человека.
«Где мое место?»
Соревнуются две команды. Детям раздаются перевернутые карточки с цифрами. По сигналу педагога все играющие одновременно переворачивают карточки. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее построит свой ряд чисел.
«Художники»
Положите перед собой листок бумаги. Возьмите линейку (трафарет) и нарисуйте два квадрата. Художник дорисовал квадраты, и получились часы, кубики (учитель показывает). Теперь вы будете художниками. Подумайте, что можно дорисовать, чтобы получился какой-нибудь предмет. (Дети могут нарисовать, например, домик, вагончик, машину и т. п.). Педагог должен прокомментировать рисунки детей, показать некоторые из них.
«Кто самый внимательный?»
Детям дают задание: «Послушайте, сколько раз ударит молоточек, и положите на верхнюю полоску карточки на 1 кружочек меньше. (Педагог стучит 10 раз). Сколько кружков вы положите и почему? На нижнюю полоску положите на один квадрат больше, чем услышите звуков. (Педагог стучит 7 раз). Сколько вы положите квадратов и почему? Какое число больше (меньше): восемь или девять? Что мы скажем про число девять, если сравним его с числом восемь или десять?»
Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение решать логические задачи, развивать внимание; учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности.
Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки»
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).
Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2. «Составь фигуры»
Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.
Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.
Конкурс 3. «Найди отличие»
Даны группы фигур. Нужно найти отличия.
Конкурс 4. «Реши задачу»
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).
В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подведение итогов: вручение наград за правильность и быстроту ответов; работа над ошибками (какие задания показались сложными и почему).
Игры на плоскостное моделирование
Логические блоки Дьенеша.
Цель игры. Учить детей составлять изображение предметов из геометрических фигур используя схемы; развивать умение различать, правильно называть, группировать геометрические фигуры; развивать воображение и творческое мышление у детей, желание придумывать новые варианты изображения предметов из геометрических фигур.
Логико-математическая игра.
Цель игры. Развивать умение у детей самостоятельно составлять
схематические изображения, разнообразя их по цвету, форме и размеру;
сравнивать и группировать по размеру (большие и маленькие); выявлять
количественные отношения; переносить действия на основе схемы на
реальные геометрические фигуры определять цветы, размеры и их сочетания.
Магнитная геометрическая мозаика.
Цель игры. Учить детей составлять изображение предмета из
геометрических фигур (целое из частей) по образцу или по собственному
замыслу, развивать логическое мышление, сенсорные умения и способности
аналитического восприятия. Развивать умение различать, правильно называть, группировать геометрические фигуры.
Цветные палочки Кюизенера.
Цель игры. Пособие предназначено для развития умения у детей различать и называть цвета, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; развивает сенсорные процессы, восприятие, мышление, воображение детей.
Тетрис.
Цель игры. Развивать у детей логическое мышление, умение группировать геометрические фигуры по определенному условию (цвет, форма, величина); развивать навыки счета у детей. Учить детей определять закономерности и продолжить ряд, ориентируясь на чередование свойств.
Учить детей составлять узоры по схематичному изображению и по
собственному замыслу.
Геометрическая мозаика.
Цель игры. Развивать у детей ориентировку в пространстве, умение различать и группировать геометрические фигуры, составлять из них изображение знакомых предметов по чертежам и по своему замыслу.
Сложи квадрат.
Цель игры. Учить детей складывать квадрат из частей, иногда неизвестной формы; закреплять умение перед началом работы переворачивать кусочки на лицевую сторону и группировать их по цветам и по оттенкам цветов; развивать логическое мышление, внимание, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
Танграм.
Цель игры. Развивать у детей умение сравнивать и группировать
геометрические фигуры: четырехугольники и треугольники, составлять из
треугольников новые геометрические фигуры. Развивать у детей логическое
мышление, пространственное воображение, конструктивное мышление,
комбинаторские способности, сообразительность, сенсорные способности,
творческое воображение.
Монгольская игра.
Цель игры. Развивать у детей умение сравнивать и группировать
геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, квадраты.
Развивать у детей логическое мышление, пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, сенсорные способности, творческое воображение.
Дроби.
Цель игры. Познакомить детей с понятием целое и части; учить детей составлять целое из частей. Развивать сенсорные способности у детей, память внимание, логическое мышление. Учить детей составлять узоры из деталей игры по схематичным изображениям и по собственному замыслу.
Игры со счетными палочками.
Цель игры. Учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек, пользуясь схематичным изображением (словесным заданием - позднее); учить отсчитывать нужное количество палочек; упражнять в умении высказывать предположения о правильном решении поставленной задачи.
Мелкий геометрический конструктор.
Цель игры. Развивать способность у детей различать и называть
геометрические фигуры (кубик, призма, конус, кирпичик, пластина).
Учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивости, формы, величины).
Крупный плоскостной геометрический конструктор.
Цель игры. Учить детей узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, умение группировать фигуры (по цвету, форме, величине) составлять знакомые предметы из геометрических фигур; развивать сенсорные способности, внимание, восприятие, память, логическое мышление, творческое воображение, сообразительность, конструктивные навыки.
Геоконт. Умелые лапки.
Цель игры. Способствует сенсорному развитию (эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно – осязательные анализаторы); развивает мелкую моторику рук; развивает внимание, память, творческое воображение и пространственное мышление, формирует умение анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Составь картинку из геометрических фигур.
Цель игры. Игра способствует освоению детьми эталонов формы, выполняя задания игры, ребенок учится считать, отсчитывать нужное количество геометрических фигур, знакомится с пространственными отношениями и величиной, развивает мышление, внимание, сообразительность, усидчивость, творческое воображение.
Лото со схемами.
Цель игры. Познакомить детей со схематичным изображением знакомых предметов, учить детей узнавать по схемам предмет, правильно его называть и находить его реальное изображение; развивать у детей умение в ориентировке в пространстве; развивать память, внимание, мышление.