Екатерина Роднева
Бакалавриат. Изучение тем «Кто мы» и «Что я знаю о себе»
▼ Скачать + Заказать документы
Бакалавриат тема «Кто мы»
«ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
Образовательная область: раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».
Актуальность темы:
Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши?. - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми младшего дошкольного возраста, а использование бакалавриата позволяет детям стать активными участниками, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.
Публикация «Бакалавриат, Изучение тем „Кто мы“ и „Что я знаю о себе“» размещена в разделах
Цели :
1. пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать творческие способности;
2. формировать у детей основы гигиенической культуры;
3. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей младшего дошкольного возраста.
Задачи :
1.
- Подобрать и изучить литературу по данной теме.
- Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Что я знаю о себе»
- Разработать циклы игр-занятий, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал.
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
- Определить формы организации обучения.
- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
- Разработать консультативного материала для родителей
2.
- Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма
- Учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста
- Дать элементарные представления о значении органов чувств
- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений
- Привлечь родителей в образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности
- Развивать воображение и творческие способности детей
Гипотеза :
В результате целенаправленной и системной работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Что я знаю о себе» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повыситься уровень познавательного развития.
Принципы :
1. доступность:
учет возрастных особенностей детей
адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
постепенная подача материала от простого к сложному
частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
интеграция в разные виды деятельности
5. дифференциация:
создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это:
1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Этапы работы
Направление деятельности, её этапы
Задачи
Содержание
I этап – информационно-аналитическое обеспечение
Задача: Сбор и анализ информации
1. Подбор и изучение литературы 2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей о человеческом организме и его возможностях
3. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)
4. Анализ результатов педагогической диагностики
II этап – методическое обеспечение
Задача: Оптимизация воспитательно-образовательного процесса
1. Составить перспективный тематический план по теме:
«Что я знаю о себе?»
2. Разработка цикла игр-занятий.
3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации
4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.
III этап – работа с детьми
Задачи:
1. Формировать у детей простейшие представления о человеческом организме и его возможностях
2. Формировать у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья
3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности. 1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний.
2. Создание ситуации вовлечения детей
3. Реализация цикла игр - занятий
4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)
5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений
6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов
IV этап – работа с родителями
Задача: вовлечение родителей.
1. Подготовка консультативного материала для родителей.
2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.
3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
V этап – работа с педагогическим коллективом
Задача: вовлечение педагогов
1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.
2. Привлечение специалистов ГБОУ.
3. Предложить цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям
VI этап – подготовка к презентации и презентация
Задача: демонстрация опыта работы
1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки
Ожидаемый результат :
1. для педагога:
· освоение
· повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
· повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности
2. для детей:
· сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья
· повысился уровень познавательного развития
· развитие творческих способностей
· развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении
3. для родителей:
· партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
Продукт проектной деятельности:
- рисунки детей, выполненные карандашами с использованием трафаретов
- панно «Чудо – дерево» (коллективная работа)
- рисунки «Во что может превратиться ладошка» (дорисовывание деталей)
- композиция «Цветы на поляне» (коллективная работа)
- материал к д/и «Найди пару» - аппликация «Узоры на носочках»
- альбомы «Я расту» (фотографии ребенка от новорожденного до 4 лет)
- атрибуты для проведения гимнастики для глаз, и для развития цветового восприятия - «Бабочки»
- «Игрушки – погремушки»
- книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию»
- коллажи
- модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов
- наглядные материалы и пособия