Татьяна Филиппова
Дидактическое пособие «Загадочный мир водоемов» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и целесообразность: По общему признанию и определению ученых (Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, что регламентировано ФГОС ДО. Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного.
Публикация «Дидактическое пособие „Загадочный мир водоемов“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости. Хотелось, чтобы дети познакомились с загадочным и таинственным миром: рек, озер и морей и его обитателями.
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это
сделать, что способствует “погружению” детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. И для изучения подводного мира и закреплений знаний о разных видах рыб и месте их обитания было решено изготовить дидактическое пособие «Загадочный мир водоемов».
Практическая значимость. Работа с пособием «Загадочный мир водоемов» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- информативности;
- полифункциональности;
- одновременному использованию группой детей;
- дидактики (пособие обладает всеми дидактическими свойствами);
-дидактическое пособие обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Дидактическое пособие для детей 5-6 лет - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, расширить кругозор о пресноводных и морских рыбах, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
В любое удобное время ребенок просто достает дидактическое пособие и с радостью повторяет пройденный материал и с удовольствием играет в познавательные игры, представленные в пособии. Пособие развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Цель: развитие экологических знаний, через знакомство с морскими обитателями рек, озер и морей.
Задачи:
1. Расширять представления детей об обитателях речных, озерных и морских глубинах и характерных особенностях строения: форма тела, плавники, жабры и т. д.
2. Формировать у детей познавательные способности, творческо-поисковую деятельность и умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.
3. Развивать образное мышление и умение складывать целое из частей; находить изображение по контуру, сравнивая с образцом.
4. Воспитывать экологическую культуру, желание бережно относиться к богатствам природы и видеть красоту окружающего мира.
Описание: Дидактическое пособие «Загадочный мир водоемов» изготовлено в виде макета морского дна. На центральной стороне макета подвесные сменяемые декорации на которых нарисовано дно разных морских глубин. Низ макета представляет собой морское дно с песком, морскими камнями, ракушками и водорослями, нарисованными на боковых сторонах макета. К пособию прилагается комплект развивающих игр: «Веселый рыбачок», «Сложи рыбку», «Закончи рисунок», «Определи по контуру». А также представлены конверты с разными видами рыб: озерные, речные и морские и пять удочек с магнитным наконечником. Ещё разрезные рыбы из определенного количества частей и образцы нарисованных рыб. К пособию прилагаются изображения с контурным изображением рыбок в черно-белом варианте и нарисованные рисунки с недостающими частями рыб.
Дидактическое пособие «Загадочный мир водоемов» можно дополнить другими дидактическими играми. Оно имеет практическую значимость и представляет ценность как для воспитателей, так и для родителей.
Методические рекомендации:
• Игра проводится индивидуально или с небольшой подгруппой.
• Игру проводит взрослый совместно с детьми 1-2 ребенка
• Продолжительность игры зависит от интереса ребенка (10-15 минут)
• Хвалите ребенка если он дает правильный ответ или помогите ему исправиться.
Дидактические игры
«Веселый рыбачок»
Цель: расширять знания детей об обитателях разных водоемах особенностях их жизни.
Ход игры: на центральной стороне макета устанавливается декорация «речного дна», а во внутрь макета выкладываются речные рыбы. Ребенку предлагается удочкой поймать рыбку, назвать её и рассказать о том, что есть у этой рыбки, чем покрыто её тело и чем она питается.
«Сложи рыбку»
Цель: закреплять умение складывать целую картинку из частей.
Ход игры: играют 2-3 ребенка, выбирают одну любую карточку и им предлагается собрать целую рыбку из разрезных деталей. После того как ребенок собрал он называет свою рыбку и место её обитания (река, озеро, море).
«Определи по контуру»
Цель: развивать внимание и зрительную память детей путем совмещения силуэта рыбы с его контуром.
Ход игры: ребенку предложить карточку с силуэтами обитателей водоемов и наборы разных рыб. Он подбирает рыбу к силуэту на карточке и называет её.
«Закончи рисунок»
Цель: закрепить части тела у рыбы и уметь их дорисовывать.
Ход игры: каждый играющий получает не законченный рисунок. Называет кто на нем изображен, чего не хватает у рыбы и сам дорисовывает недостающие части.