Елена Климова
Дидактическое вязаное пособие «Звукарики» для детей с ТНР 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу продолжить знакомство с куколками - звукариками.
С дидактической игрой "Звукарики" я вас уже знакомила. В процессе работы и использования этих игрушек на занятиях и в индивидуальной с детьми с ТНР, были разработаны дидактические игры и упражнения, которые я хочу представить. С данным пособием я принимала участие в краевом конкурсе рукотворных развивающих игр и пособий и заняла призовое место.
Публикация «Дидактическое вязаное пособие „Звукарики“ для детей с ТНР 4–7 лет» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2023
Цель: создание условий развития речи; подготовки к обучению в школе; коррекции
звукопроизношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи:
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Формирование представлений о гласных и согласных, твердых и мягких звуках.
Развитие умения определять позицию звука в слове.
Развитие пространственных представлений; умение правильно употреблять предлоги над, под, между, сзади.
Упражнять в составлении предложений с союзом а.
Пополнение словарного запаса по лексической теме «Одежда».
Развитие мелкой моторики.
Развитие памяти, внимания.
Возраст целевой аудитории: разновозрастная группа детей с тяжелыми нарушениями речи (4 -7 лет)
Ожидаемый результат: индивидуальные и подгрупповые игры и упражнения с данным дидактическим материалом способствуют развитию фонематического слуха; развивают умение делать фонематическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Дидактическое пособие из трех вязаных крючком пупсов из гипоаллергенной хлопковой пряжи, наполнитель – синтепон для игрушек; глазки на безопасном
для детей креплении.
У каждого пупса набор съемной одежды (комбинезон, шапочка, сумочка,
связанный на спицах. Одежда синего, зеленого и красного цвета для обозначения гласных, согласных твердых и согласных мягких звуков.
В игровом комплекте имеется набор съемной одежды для мальчиков и девочек. В процессе разнообразных игр с пупсами (в том числе и
сюжетно – ролевых, у детей развивается мелкая моторика, как как одежда съёмная и снабжена застежками (пуговицы и кнопки)и завязками.
Для обозначения звонкого звука используется подвеска – колокольчик.
Варианты игр:
«Придумай имя для Звукарика»
Цель: развивать умение подбирать слова (имена) на определенный звук.
Ход: ребенку (детям) предлагается придумать имя на заданный звук. Игра проводится на закрепление ранее изученного звука (буквы)
например, звукарика в красной одежде можно назвать Алёша.
Для детей подготовительного возраста - имена подбираются в соответствии с позицией звука в слове: придумай имя для мальчика (девочки) со звуком А в конце слова; в середине слова. В сумочку помещается соответствующая буква.
[i
Дидактическая игра «Составь предложение»
Цель: упражнять детей а составлении предложений
с союзом а: в правильном употреблении слов «одето»; «надеть».
Ход игры.
Детям предлагается составить предложение с союзом а по образцу воспитателя (имена куколкам даются произвольно, по выбору детей).
Варианты ответов:
У Пети синий комбинезон, а у Саши серый.
Усложнение: У Пети синий вязаный комбинезон, а у Саши – серый вязаный комбинезон. Петя одел синий вязаный комбинезон, а Саша одел серый вязаный комбинезон. На Пете надет синий вязаный комбинезон, а на Саше надет серый вязаный комбинезон.
Примечание:
Варианты одежды можно менять по выбору ребенка, а так же исходя из возрастных особенностей и индивидуальных речевых возможностей каждого.
Игра проводится индивидуально или с двумя детьми (первый начинает, второй заканчивает и наоборот). Если элементов одежды много, можно провести соревнование между двумя подгруппами «Кто больше составит предложений». За правильный ответ команда - подгруппа получает фишку).
В процессе игры воспитатель обращает внимание на правильность употребления слов одеты и надел.
Если ребенок испытывает трудности, можно предложить составить предложение про шапочки (например – в начале года).
Дидактическая игра «Расскажи про куклу»
Цель: закрепить умение составлять описательный рассказ об
Игрушке по образцу воспитателя (для детей 6 -7 лет с опорой на
Схему).
Пример (средний возраст).
Это кукла. Её зовут (ребенок называет имя по своему выбору). У нее желтые
волосы, на голове – бантики. На кукле надета желтая юбка и белая кофта.
У куклы есть сумочка. С куклой можно играть, ее можно кормить, наряжать.
(Старший возраст)
Это кукла. Её зовут (придумывает имя на заданный звук). Куклу связали из
ниток, значит она вязаная. У нее короткие желтые волосы, есть бантики.
У куклы коричневые глаза, значит она кареглазая. На кукле надета желтая
юбочка с красной оборкой и пуговками и белая кофта. У куклы есть сумочка
С бахромой. В нее можно положить…. С куклой можно играть, заниматься,
ухаживать за ней.
Дидактическая игра «Подари игрушку»
Задачи:
- продолжить знакомство со звукам и
буквами;
- Способствовать развитию артикуляционной
Моторики;
- Закрепить понятие о месте звука в слове;
- Упражнять в подборе слов с заданным звуком;
- Развивать фонематические процессы.
Ход игры.
Ребенку предлагается придумать имя с заданным звуком (Марк, Артём) в разных позициях (в зависимости от возраста). Ребенок выбирает нужную букву
и помещает в сумочку. Из набора игрушек необходимо выбрать ту, в названии которой есть заданный звук. Затем определяется место звука в слове; обозначается фишкой в звуковом домике.
Примечание. Дети первого года обучения подбирают слова с позицией звука вначале слова.
Игра проводится индивидуально или в парах (один подбирает, второй проверяет правильность выполнения.
Дидактическая игра «Твердый или мягкий»
Задачи:
- закрепить понятие о твердых и мягких звуках; продолжать учить различать их на слух и по артикуляции;
- продолжить знакомство с условными обозначениями мягких и твёрдых согласных;
- способствовать развитию фонематического слуха;
совершенствовать артикуляционный аппарат.
Ход игры (на примере звуков С и Сь)
Придумываем имена Звукарикам (к синем костюме – Саша, в зелёном Семён). Воспитатель называет изолированные звуки, слоги и слова, а ребенок (или дети) дарят Семёну пушинку, если звук звучит мягко, а Саше камушек, если звук твёрдый. В том случае, если изучаемый звук звонкий, Звукарику вешаем на шею колокольчик.
Дидактическая игра «Назови предметы одежды»
Задачи:
- закрепить название предметов одежды, ее частей;
пополнить словарный запас;
- упражнять в составлении предложений.
Ход игры:
Воспитатель предлагает выбрать одежду для Звукарика, правильно назвать и одеть. (белая футболка, голубые шорты, полосатый сарафан, платье с оборками и так далее).
Усложнение: дети все свои действия проговаривают (Я надеваю на куклу красный комбинезон с желтыми карманами)
Дидактическая игра «Жадина»
Цель:
- упражнять в согласовании с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё (мои шорты, мой костюм, мои трусы, мой сарафан и т. д.)
Игры на развитие элементарных математических представлений.
Задачи:
Упражнять в счете предметов;
Упражнять в отсчитывании заданного количества предметов;
Упражнять в решении и составлении примеров и
задач.
Описание.
Игры можно проводить индивидуально или подгруппой. Каждому ребёнку предлагается отсчитать и положить в сумочку количество предметов в соответствии с цифрой.
Усложнение: решить пример.
Так же данное пособие можно использовать для составления задач.
Описание результатов:
Дидактическое пособие регулярно используется на в качестве организационного момента на фронтальных занятиях по развитию речи и обучению грамоте, а так же в индивидуальной и подгрупповой работе. В результате у детей сформировались понятия о гласных и согласных звуках, твердых и мягких; дети научились выполнять звуко – буквенный анализ слов, определять позицию звука в слове, подбирать слова с определённым. Игры со Звукариками способствовали развитию фонематического слуха и развитию мелкой моторики.
У воспитанников пополнился словарный запас по теме недели «Одежда»;
а так же научились правильно употреблять слова одеть и надеть.