ББ
Дидактическое пособие «Сезонное дерево» как средство развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 101 «Жар-птица» (корпус 2)
Авторское дидактическое пособие «Сезонное дерево» как средство развития дошкольников.
Публикация «Дидактическое пособие „Сезонное дерево“ как средство развития дошкольников» размещена в разделах
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
Педагогическая идея изготовления дидактического пособия состоит в использовании его, как средство при ознакомлении с сезонными изменениями в природе и временами года.
Направление пособия : - позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе в разное время года; - пособие можно использовать как часть календаря природы; - способствует эффективному запоминанию времён года, позволяет увеличить словарный запас, развивает речь детей, мелкую моторику рук; - развивает коммуникативные качества в игре и других видах деятельности; - способствует развитию воображения как основы творческой деятельности, помогает формированию процесса нестандартного мышления; - пособие находит применение во многих областях НОД: художественно – эстетическом развитии (рисование, лепка, аппликация, речевом развитии (составление рассказов, познавательном развитии (ФЦКМ, ФЭМП). Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Цель: Расширение знаний и представлений детей о временах года, сезонных изменениях в природе. Задачи: Познавательное развитие : - углублять и расширять знания о временах года; - развивать математические способности, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, умение концентрировать внимание. Социально – коммуникативное развитие : - формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания; - воспитывать бережное отношение к используемым материалам, желание участвовать в изготовлении игрушки – пособия. Речевое развитие : - развивать монологическую и диалогическую речь; - активизировать словарный запас. Художественно – эстетическое развитие : - развивать творческое мышление, восприятие, художественно – эстетический вкус; - формировать процесс нестандартного мышления. Физическое развитие : - тренировать и укреплять глазные мышцы.
Актуальность.
Дидактическое пособие может быть использовано как в образовательной деятельности, так и в игровой. Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей об окружающем мире и характерных признаках времён года, о животном и растительном мире; на повышение уровня развития речи, активизацию мыслительных процессов. Пособие прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов, может служить фоном для показа мини – спектаклей. Пособие соответствует ФГОС ДО. Оно содержательно – насыщенно (разные атрибуты, изображающие птиц, животных, насекомых, листья, цветы, снежинки, фрукты и другое); трансформируемо (не закреплено к одному месту, может передвигаться); полифункционально, вариативно, доступно и безопасно в использовании. Есть возможность изменений и корректировки в зависимости от образовательной ситуации и задач, поставленными педагогом (периодическая сменность игрового материала в зависимости от интересов детей, дополнение другими дидактическими пособиями). Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала, позволяет закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы познавательной деятельности. Пособие предполагает использование его детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых. Дети осмысливают новый материал, находят ему применение.
Культура оформления дидактического пособия.
Дидактическое пособие имеет определённую конструкцию, позволяющую его собирать, переносить в нужное место. Все элементы пособия имеют возможность сменности составляющих при возникновении неисправности деталей, либо при приведении их в непригодность. Пособие позволяет : использовать предметы – заменители, дополнять другими необходимыми атрибутами (развитие фантазии). Атрибуты пособия соответствуют физическим параметрам детей (размер, вес, а так же находятся в зоне доступности ребёнка. Атрибуты пособия не оказывают негативного воздействия на ребёнка, не провоцируют его на агрессивные действия.
Используемый демонстрационный материал разнообразен, подбирался с учётом индивидуальных особенностей восприятия детей. Эти плоскостные и объёмные фигурки знакомы детям и понятны, так же они привлекательны, вызывают интерес и желание играть с ними. Модели и изображения реалистичны, по возможности соответствуют реальному объекту (внешний вид, размер). Составляющие пособия эстетически оформлены, аккуратны и безопасны в использовании.
Уникальность и новизна пособия. Любое новое пособие вызывает у детей интерес. А когда оно большое, красочное, располагающее к игровым действиям, то вдвойне привлекает внимание детей. Дети могут использовать данный макет в соответствии с собственными замыслами, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображения. Идея создания игрового пособия позволила открыть новые возможности взаимодействия с родителями (совместное обсуждение реализации идеи, помощь в оформлении «Сезонного дерева», придумывание игровых моментов). Методические приемы работы с дидактическим пособием «Сезонное дерево» :
беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, птицах, растениях, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры и др.
1. Беседа «Составь рассказ об осени»
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов.
Ход беседы: на макете прикреплены предметы, которые соответствуют признакам осени, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ об осени. Сначала педагог задаё т детям вопросы:
Какая погода была в начале осени? Как она менялась? Что происходило с деревьями и кустарниками за три месяца? Как менялся покров земли? Почему?
Что произошло с насекомыми? Когда они исчезли? Почему? Куда исчезли скворцы, ласточки и др.? Почему они улетели в теплые края? (холодно, нечем питаться). Какие изменения наступают в жизни лесных зверей?
Воспитатель подводит итог беседы: осень – это время года, когда в природе всё меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днём, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К концу осени – заморозки, выпадает снег. Листья желтеют и опадают, вянут цветы и трава. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, т. к. холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли. Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, утепляют норы, готовятся к спячке. Люди собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище.
Потом воспитатель предлагает детям самостоятельно составить небольшой рассказ по образцу.
2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка; формировать умение на примерах устанавливать последовательность времён года; обогащать активный словарь; формировать грамматический строй речи; развивать связную речь.
В данной игре используется пособие «Сезонное дерево» и предметные картинки с признаками времён года.
Ход игры: педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времён года, выбрать каждому картинку, которая понравилась, и расположить её у основания дерева. Затем все вместе обсуждают – соответствует ли данная картинка времени году у данной стороны «Сезонного дерева».
3. Дидактическая игра «Угадай время года».
Цель: учить детей определять времена года в предложенных стихотворных текстах, содержащих описание характерных признаков времён года.
Ход игры: воспитатель зачитывает детям загадки, а дети должны отгадать о каком времени года говориться в стихотворном тексте:
1) Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень)
2) Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
3) Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
4) Во дворе замёрзли лужи,
Целый день позёмка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
5) Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
6) Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (Весна)
7) Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла … (Весна)
8) Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться. (Лето)
9) Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает? (Летом)
10) Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчёлки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно (Лето)
4. Дидактическая игра «Выбери нужный предмет».
Цель: закрепить представление детей о признаках времён года; развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход игры: воспитатель просит детей среди изображений кораблика, санок, снеговика, грибов, цветов, бабочек, снежинок и других картинок выбрать, то, что находится на стороне, например, «Зима» («Лето», «Осень», «Весна») «Сезонного дерева». При этом перед детьми нет макета и они по памяти отбирают картинки. После воспитатель демонстрирует пособие и вместе с детьми проверяет правильно ли подобраны изображения.
5. Дидактическая игра «Что где находится?»
Цель: развивать умение правильно ориентироваться в пространстве; закреплять понятия: вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между; обогащать активный словарь; формировать грамматический строй речи; развивать связную речь.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку назвать предметы, которые находятся на определённой стороне «Сезонного дерева». Например, что ты видишь наверху стороны «Лето»? А что находится около кустика на стороне «Осень»?. Что ты видишь на стороне «Весна» справа в кроне дерева?. Что находится слева от санок на стороне «Зима»?
Вывод: Дидактическое пособие «Сезонное дерево» востребовано детьми и способствует их всестороннему развитию.
Образовательные результаты.
В результате использования данного пособия : - стимулируется детская инициатива, интерес и активность; - дети приобретают навыки самостоятельной работы с различным материалом; - формируется навык коллективной деятельности; - развивается коммуникативная деятельность; - развивается мелкая моторика рук.
Используемая литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, М:2013г.
«Разработка основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Юстус Т. И., Дударёва А. И., Короткова Ю. А. и др. «Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду. Методические рекомендации». Красноярск, 2015г.