Татьяна Голубева
Дидактическое пособие «Хоть полсвета обойдешь — лучше дома не найдешь!»
Возраст: 4+
Задачи:
• знакомить детей с различными материалами по лексической теме «Дом и его части»;
• формировать практические навыки образования и правильного употребления относительных прилагательных;
• совершенствовать навыки словообразования, словоизменения и согласования;
• обогащать и активизировать словарный запас;
развивать языковое чутьё, фантазию, творческие способности, связную речь;
Публикация «Дидактическое пособие „Хоть полсвета обойдешь — лучше дома не найдешь!“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2018
Комплектация: плоскостные ламинированные изображения домов формата А4 (4 шт.) с вырезанными силуэтами; ламинированные карточки формата А4 (24 шт.) с различными материалами; ламинированные изображения Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа, Наф-Нафа и волка, принцессы и принца, веселого Домика, 3х котов разного размера.
Словарь
1. дома: дом, домик, домище, домишко; замок, избушка
2. материалы, относительные прилагательные:
• солома – соломенный
• дерево – деревянный
• бревно – бревенчатый
• доска – дощатый
• кирпич – кирпичный
• камень – каменный
• глина – глиняный
• песок – песчаный, песочный
• лед – ледяной
• блоки – блочный
• бетон – бетонный
• панели – панельный
• железо – железный
• стекло – стеклянный
• мрамор – мраморный
• гранит – гранитный
• дополнительно: хрусталь, золото, серебро, конфеты, пряники, зефир, мармелад, шоколад
Предварительная работа:
Чтение сказок «Три поросенка», «Пряничный домик» братьев Гримм и Ш. Перро, «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек» и др.
Познакомить детей с профессиями людей, участвующих в строительстве домов: каменщик, крановщик, маляр, штукатур, сварщик.
Определить, дают ли дети ответы на следующие вопросы: Из чего строят дома? … Какие вы знаете материалы? …
Варианты игр
1. «Посмотри и назови»
Цель: знакомство детей с различными материалами, обогащение словарного запаса детей существительными, обозначающими различные материалы
Ход: Карточки со строительными материалами раздаются детям. Дети называют материал (если ребёнок затрудняется, логопед называет, а ребенок – повторяет).
2. «Вспомни – назови»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, активизация слухового внимания, актуализация словаря
Ход: Логопед читает стихи и просит детей вспомнить, какие названия строительных материалов упоминались в тексте.
***
Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку… И. Демьянов
***
Однажды я поймал жука,
Построил домик из песка… А. Алферова
***
А я маленький, я - гномик,
У меня из снега домик… Тактаева Л.
***
Из травинок и хвои
Строят домик муравьи.
Из деревьев и коры
Домик делают бобры… И. Столова
***
Я видел в лесу
Удивительный домик,
Живёт в нём забавный
Приветливый гномик.
Из вафель в нём стены и
Крыша в помадке -
Чудесный оттенок,
И дверь - шоколадка… Д. Денисов
3. «Хоть полсвета обойдешь – лучше дома не найдешь!»
Цель: формирование практических навыков образования и правильного употребления относительных прилагательных; совершенствование навыков словообразования, словоизменения и согласования
Ход: Вспомнить сказку «Три поросенка»: из каких материалов строили дома поросята. Разыграть сценку из сказки с Волком.
Поросята просят детей построить для них более прочные дома, чтоб волк до них не добрался.
Далее под карточки подкладываются различные материалы, ребенок называет, какой дом из него получится. (см. Словарь)
4. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: формирование языкового чутья, актуализация словарного запаса по лексической теме «Дом и его части»
Ход: О какой части дома можно сказать, если учесть, что все они сделаны из одного и того же материала:
Например, деревянная … (дверь, крыша, деревянный … (пол, деревянные … (рамы, ступеньки, двери, стены, деревянное … (крыльцо, окно) и т. д.
И наоборот: крыша (какая) – деревянная; пол (какой) – деревянный; крыльцо (какое) – деревянное; стены (какие) – деревянные и т. п.
И так с различными материалами (см. Словарь)
5. «Мой дом – моя крепость»
Цель: формирование практических навыков образования и правильного употребления относительных прилагательных; развитие вербального мышления, связной речи
Ход: Ребенок подкладывает карточку с материалом под изображение дома, называет, какой дом получится, плюсы и минусы материала, например: деревянный дом прочный, крепкий, но может сгореть; ледяной дом красивый, блестящий, но может растаять; стеклянный дом гладкий, прозрачный, но может разбиться; золотой дом богатый, драгоценный, но очень дорогой; шоколадный дом вкусный, сладкий, но может растаять на солнце или кто-нибудь его съест и т. п.
6. «Сказка в гости к нам пришла»
Цель: формирование практических навыков образования и правильного употребления относительных прилагательных; развитие связной речи, фантазии, творческих способностей
Ход: Детям зачитывается отрывок из сказки «Пряничный домик» Ш. Перро
«Когда солнце было уже высоко, Мари и Жан вышли на поляну, посреди которой стоял домик. Необычный домик. Крыша у него была из шоколадных пряников, стены – из розового марципана, а забор – из больших миндальных орехов. Вокруг него был сад, и росли в нем разноцветные конфеты, а на маленьких деревцах висели большие изюмины …»
Детям предлагается отправиться в сказку и придумать свой домик из необычных материалов (для данного упражнения подойдет изображение замка с принцессой и принцем и набор дополнительных карточек с материалами: см. Словарь).
Ребенок выбирает материал, подкладывает карточку под изображение дома и описывает, например: «Мой дом из мармелада. У него мармеладная крыша, мармеладный пол, мармеладные окошки, мармеладное крыльцо…»
Если возникают затруднения, логопед для образца рассказывает о своем доме и предлагает ребенку помощь в виде наводящих вопросов: «У моего дома стены из пряника, значит, они пряничные. А у твоего дома какие стены?»
7. «Дом – домик – домище»
Цель: формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами
Ход: Веселый Домишко предлагает детям помочь ему сочинить сказку.
- Жили-были три брата. Одного звали Кот, и это был самый обыкновенный кот. Другого звали Котик, и он был маленький, как гномик. Третьего звали Котище, и это был огромный великанище. У каждого из братьев было свое жилище. У Кота был обычный … (дом), у Котика маленький … (домик), а у Котища – огромный … (домище).
У дома Кота была дверь, у домика Котика – маленькая … (дверка), а у домища Котища – огромная … (дверища) …
Далее перечисляются части дома и двора. Детям предлагается подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их доме, облике (можно охватить несколько лексических тем, например, «Мебель», «Посуда», «Части тела», «Животные» и т. п.) Если дети затрудняются, можно назвать какой-нибудь предмет и предложить продолжить дальше.
8. «Дом в пословицах и поговорках»
• Лучше дома своего нет на свете ничего.
• Мой дом — моя крепость.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Без хозяина — дом сирота.
• Дома не в гостях: посидев, не уйдешь.
• Всякий дом хозяином держится.
• Дома и стены помогают.
• Все дороги ведут к дому.
• Без хозяина дом — сирота.
• Каков хозяин — таков и дом.
• Коли в доме все вверх дном, значит, худ хозяин в нём.
• Дом вести — не рукавом трясти.
• Плохо тому, у кого непорядки в дому.
• Дом — полная чаша.