Наталья Дмитриева
Авторское дидактическое пособие «Бросай-ка» для развития логического мышления у детей с использованием знаков-символов
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское дидактическое пособие для развития логического мышления у детей с использованием знаков-символов
Хочу поделится с коллегами своим опытом использования в работе с детьми авторского дидактического пособия " Бросай-ка".
Пособие легко сделать своими руками - нужны только кубики, отслужившие свой срок в конструктивных играх.
Публикация «Авторское дидактическое пособие „Бросай-ка“ для развития логического мышления у детей с использованием знаков-символов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2013
Основная идея создания и использования пособия- это развитие логического мышления у детей, а именно:
- закрепление умения выделять характерные признаки фигур, предметов, объектов;
- закрепление умения обобщать фигуры, предметы, объекты по характерному признаку;
- закрепление умения классифицировать;
- закрепление умения расшифровывать информацию, закодированную с помощью знаков- символов;
Как выглядит пособие?
Пособие " Бросай-ка" - это набор кубиков, на гранях которых наклеены знаки- символы различной тематики. Кубики могут быть любого размера, картинки со знаками- символами могут быть нарисованы или напечатаны в черно- белом разрешении.
Совет из опыта - для организации фронтальной работы лучше сделать кубики покрупнее.
При изготовлении пособия можно использовать уже известные знаки- символы (цвет, форма, величина, а можно придумать свои - главное, чтобы эти знаки были понятны детям. Чтобы кубики из пособия прослужили дольше, необходимо оклеить их скотчем.
Как можно использовать пособие?
- как инструмент для организации фронтального дидактического упражнения на занятиях;
- как самостоятельную развивающую игру на закрепление материала по определенной теме;
Основное игровое действие:
Ребенок или воспитатель бросает кубик из пособия (играть лучше на ковре). Задача детей расшифровать знак- символ на выпавшей (верхней) грани кубика и выполнить условие, закодированное с помощь символа, - отсчитать, выбрать, назвать нужные фигуры, предметы, объекты.
Возможны варианты выполнения задания:
1. Все дети выполняют условие задания данного хода (броска кубика) одновременно;
2. Ребенок бросает кубик и выполняет условие задания индивидуально;
Например: при закреплении знаний о форме геометрических фигур, используя в качестве раздаточного материала блоки Дьенеша, на грани кубика выпадает знак треугольника, тогда все дети находят соответствующую фигуру и забирают ее к себе в " копилку".При другом варианте- ребенок бросает кубик и забирает фигуру, знак которой выпал на грани, дальше кубик бросает другой ребенок и выбирает свою фигуру и т. д.
При использовании пособия на занятиях выбор победителя не обязателен.
При организации самостоятельной развивающей игры определяется победитель по количеству правильно выбранных ответов.
Какой раздаточный материал можно использовать:
1. При формировании элементарных математических представлений
- камушки, шишки, желуди, пуговицы;
- блоки Дьенеша, плоскостные изображения геометрических фигур;
-любой другой плоскостной раздаточный материал;
- карточки с числовыми фигурами, карточки с изображением разого количества предметов;
- предметы разные по цвету, форме, величине;
2. При формировании целостной картины мира
- предметные картинки по темам обобщающих понятий;
- игрушки и предметы по теме закрепления;
- природный и бросовый материал;
А также в качестве "раздаточного материала" может служить -
слово!
Тематика кубиков, используемых в пособии:
- на закрепление знаний о цвете, форме, величине, количестве;
- на закрепление знаний по обобщающим понятиям рукотворного мира;
- на закрепление знаний об основных классах животных;
- на закрепление знаний о формах и местообитании растений;
- на закрепление знаний о классификации транспорта, посуды, одежды;
- на закрепление знаний о материалах;
- на закрепление знаний об агрегатном состоянии веществ;
В заключении хочется сказать - я пользуюсь этим пособием уже более 15 лет! Оно очень помогает в организации деятельности детей, систематизации знаний, а также позволяет в короткие сроки выявит уровень усвоения детьми знаний по определенной теме.