Татьянина Наталья
Методики обучения письму Е. Н. Потаповой для детей от 4 до 7 лет
▼ Скачать
Все обучение по системе Е. Н. Потаповой условно разделено на 3 этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти. У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Дети учатся различным видам штриховки. Штриховать начинают на первом уроке обучения грамоте. У каждого ученика есть альбом для штриховки, альбом для раскрашивания, простой и цветные карандаши, фломастеры, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурками животных и предметов, набор лекал. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры. Начиная с октября, учащиеся могут штриховать волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Первоначально учитель всегда указывает стрелкой направление штриховки. При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, нельзя штриховать справа налево, расстояние между штрихами должно быть равно ширине строчной буквы.
Публикация «Методики обучения письму Е, Н, Потаповой для детей от 4 до 7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Второй этап – развитие тактильной памяти. Основная цель этого этапа – соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв. Из наждачной бумаги вырезаются буквы размерами 600 700 и 350 300 мм., затем буквы наклеиваются на карточки 180 140 мм. Или в альбом. Ширина буквы – 3 мм. Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает контуры буквы, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В своей книге “Радость познания” Е. Н. Потапова делает такой вывод : “Обучение письму путем формирования образа букв непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже “пишет” ее”.
Третий этап – письмо букв с помощью специальных трафаретов. Этот этап длится 10-14 дней. За это время у детей закрепляются навыки, отработанные на первых этапах: вырабатывается правильный наклон букв, отрабатывается направление письма, написание буквы и ее элементов. Вкладыш – это написанные тушью буквы и их соединения. Подложив вкладыш под страницу, буквы обводят. С помощью методики Е. Н. Потаповой дети учатся писать быстрее, ошибок при письме допускается намного меньше, развивается самобытность творческие начала учеников.
Основная наглядность к вопросу: трафареты геометрических фигур, фигур животных и предметов, лекала, направления штриховки, образцы букв для 2 этапа и вкладыши букв.
3. Одним из возможных вариантов обучения первоклассников является письмо без прописей, в тетрадях с одной линейкой. История таких опытов давняя. Еще французский педагог Жакото предлагал учащимся осваивать каллиграфию на нелинованной бумаге. И. И. Пуальсон, виднейший методист XIX века, считал, что вспомогательные линии только смущают начинающих учиться, затрудняют восприятие буквенных форм в их чистоте. В 50-е годы XX века в СССР психолог Гурьянов Е. В. описал опыт работы с семилетками в тетрадях с одной линейкой.