Елена Шмакова
Применение подговорки, жанра малого детского фольклора, как приёма в ОД по обучению детей игре на деревянных ложках
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская разработка музыкального руководителя Шмаковой Елены Семё новны на тему: «Применение «подговорки», жанра малого детского фольклора, как приём в образовательной деятельности по обучению детей игре на деревянных ложках».
Публикация «Применение подговорки, жанра малого детского фольклора, как приёма в ОД по обучению детей игре на деревянных ложках» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В ходе обучения дошкольников игре на деревянных ложках для улучшения освоения навыков и приёмов игры мной был сформирован вспомогательный элемент фольклорного жанра – подговорки, который относится к малому жанру детского фольклора. Сочетание речи и движения рук, совмещения ритма слова и ритма игры способствует более точному и облегченному варианту освоения навыка игры на инструменте. Так же в самой подговорки раскрывается техника исполнения конкретного элемента. В процессе обучения тренируется память, развивается речь. С подговоркой можно работать в любое время и в любых условиях: в часы досуга, самостоятельной деятельности, во время музыкально – образовательной деятельности, в индивидуальной работе. Материал удобно использовать на всех этапах работы: Знакомство; Разучивание и закрепление; Творческая деятельность.
В процессе образовательной деятельности следует обращать внимание на чёткость, выразительность, эмоциональность произношения текста; следует следить за метрической стороной произносимого текста; учитывать индивидуальные способности детей, произносить подговорки в разном темпе. Предлагаемый материал является творческой работой, которая базировалась на опыте педагогов и музыкантов: Кононова Н. Г., Срибная Г., Ветлугина Н. А., Зарецкая Н., Роот З., Бороздинова А.
Игра на деревянных ложках вносить разнообразие в музыкально – образовательный процесс, помогает развитию памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает интерес к коллективному музицированию. В процессе обучения происходит приобщение детей к народным корням, к фольклору, изучения истории русского народа.
Весь процесс обучения игры на деревянных ложках разделяется мной на 4 этапа:
1. Подготовительный.
Начинается с младшего возраста и основывается на введение ритмических палочек. Основной задачей является формирование позиции рук «Держать за ножку».
В ручки палочки мы взяли, в ручках палки застучали,
Вот как весело играть, вот как весело стучать.
Взяла в руки Галочка, не простую палочку.
Палочку идеальную, палочку музыкальную.
Полочки нам подарили, поплясать нас попросили.
А мы рады поплясать, палочками постучать.
2. Этап знакомство детей с ложками.
Рассказ детям истории появления на свет ложки, о том, что их делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увести его с собой на память. Деревянные ложки расписаны особой росписью, которая называется хохломской. В Нижегородской области есть село Хохлома, где на фабрике изготавливают такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись назвали хохломской.
Далее идёт процесс обучения приёмам игры одной ложкой о другую. Освоения навыка держать по одной ложке в каждой руке :
Принесла я деткам ложки, поиграть на них немножко.
Ложки не простые, ложки хохломские,
Ложечки резные, ложки расписные,
Ложки деревянные, весёлые, румяные.
Взяли детки в руки ложки, ухватились все за ножки.
Хвостики мне показали, о головку застучали.
Раз, два, три, четыре, пять, вышли ложки погулять.
О головку застучали, по дорожке побежали.
Поиграли, поплясали, а потом они устали.
Разнообразить процесс обучения, сделать более доступным и интересным помогает «Ласковый массаж» : (по ладошке и руке)
Пришла к нам в гости ложка, поиграть немножко.
На ладошку кувырком, побежала босиком.
А с ладошки прямиком, по дорожке вверх бегом.
(на ноге)
С ручки прыг на ножку, пляшет понемножку.
Ложка раз, ложка два, веселится детвора.
(на животе)
Наш животик барабан, тра-та-та, тра-та-та.
Барабанит по утрам, тра-та-та, тра-та-та.
Громко, весело и дружно, барабанить деткам нужно.
(поглаживающие движения ложками по рукам, ноге, животу)
Пришли ложки на обед, съели килограмм котлет,
Щи, да кашу, плов, да простоквашу.
Очень вкусно варить Даша.
Поели, попили, стали играть.
Устали, пошли отдыхать, на кроватку сладко спать.
(Кладут ложки на колени, под щёчку, или в корзину)
Упражнения «Ласкового массажа» применяются во время всех этапах обучения игры на деревянных ложках.
3 Этап разучивания отдельных приемов игры одной ложкой о другую, техническая наработка.
«Лошадка» Берём ложки в ладони за «головки» выпуклой стороной кверху, при игре создается своеобразный резонанс напоминающий цоканье копыт.
За головки ложки взяли, вдруг лошадки прискакали.
Скок – скок – скок - скок, догони меня дружок.
(более ускоренный темп)
И галопом побежали, и копытца застучали.
Цок – цок- цок – цок, прокати меня дружок.
«Маятник» Скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой.
На стене часы висели, ложки в ручках зазвенели.
Поверни вниз головой, ложка маятник такой.
«Тарелочки» То же самое, как и в приёме «Маятник», только ложки держатся в горизонтальном положении.
Наши ложки заиграли, как тарелки забренчали.
Не на полочках сидят, для ребят стучат, стучат.
4 Этап освоения техники на игры двух ложках, ритмическая тренировка.
Элемент игры на двух ложках водится в старшем звене дошкольников. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно использовать различные музыкально – дидактические игры («Оркестр», «Музыкальное эхо», «Ритмическая импровизация», «Игра по ролям»).
«Раз, два, три» Обе ложки держатся в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. Ударяют ложками по ладони левой руки.
o Раз, два, три, четыре, мы живём в своей квартире.
Ложка мама, ложка папа, ложка дочка и сынок.
Дружно, весело живём, все играем и поём.
o Раз, два, три, четыре, Три, четыре, раз, два. Кто шагает дружно в ряд? Это ложкарей отряд.
«Мячик» Обе ложки держатся в правой руке тыльными сторонами друг к другу. Ударяют ложками по колену. Ложки, как мячик, отскакивают от колена. Усложнив приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки. И выполняют удары.
Как мячик ложки скачут, и Танечка не плачет.
Ложка мячик, вот какой, не угнаться за тобой.
«Гопак» Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. Удары ложками по колену и по локтю левой руки.
Гоп цаца, гоп цаца, ложка пляшет гопака.
Проложили мы дорожку, к милой ложке под окошко.
Будем с ложкой мы резвится, танцевать и веселится.
Все перечисленные приёмы игры на деревянных ложках можно использовать в различной последовательности, как при игре в ансамбле так и индивидуально, во время пения и танца, но с учётом возрастных особенностей ребёнка.
В заключение своего доклада хочется отметить всех коллег, которые оказали неоценимую помощь и поддержку в моей профессиональной деятельности.