Лидия Цыбуля
Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани через обучение вышивке» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Народное искусство оказывает огромное воздействие на ребенка, оно пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие предстают перед детьми живо и непосредственно в вышитых произведениях народных мастериц. Многие дети глядя на прекрасные работы, хотят научиться вышивать. Овладеть основами этого вида искусства не трудно, необходимо знать основные правила и приемы, а все остальное зависит от желания.
Публикация «Авторская программа „Приобщение детей к региональной культуре Кубани через обучение вышивке“ (часть 1)» размещена в разделах
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями народов Кубани.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, знакомит детей с культурой народов, живущих на Кубани. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику, гибкость пальцев рук, расширяет кругозор, фантазию.
Тема работы выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства кубанских мастериц, но и современные виды этого рукоделия.
Вышивание воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Программа с углубленным изучением народного творчества, апробирована в течение двух лет.
Новизна. Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Программ работы кружка по данному виду не нашла.
Многолетний опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка вышивания «Волшебная ниточка» для детей 5-7 лет.
Цель программы.
Развитие эстетического вкуса, любви к декоративно-прикладному искусству Кубани через знакомство с народной вышивкой, ее богатством и разнообразием орнаментов, с художественными традициями нашей страны.
Задачи:
- воспитывать художественный вкус;
- навыки работы в коллективе;
- формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
интерес к ручному труду.
- развивать творческую активность;
- развивать мелкую моторику, гибкость и ловкость пальцев рук;
- развитие усидчивость, трудолюбие.
- познакомить детей с материалом : с различными тканями, нитками для вышивания;
- освоить работу с тканью и иглой;
- сформировать у детей умения использовать в качестве образца рисунок, чертеж, схему
Режим работы
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся подгруппой по 5-8 человек, один раз в неделю. Продолжительность 25 – 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Срок реализации программы : 2 года.
1-й год - с детьми 5-6 лет. 36 занятий в год.
2-й год - с детьми 6 -7 лет. 36 занятий в год.
Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их желания, состояния здоровья, уровня овладения навыков вышивания. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места где закончил.
В начале занятия необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия обязательна физкультминутка для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна (приложение 2).
Формы проведения занятий различны. Теоретические – рассказ (об истории, традициях кубанской вышивки, предметах для вышивания, рабочем месте, беседы с детьми (домашнее увлечение рукоделием, где встречаются вышитые вещи : рушники, настольники, салфетки, рубашки, рассматривание (иллюстрации в книгах, образцы национальной вышитой одежды, альбомы с образцами детских вышивок, рассказы детей, наблюдения, посещение музея, показ педагога способов действия. Практические занятия - обсуждение и выбор рисунка для вышивки, совет (длина нити, чтобы не запуталась, рекомендации по безопасности работы с иглой, по темпу работы (не торопясь, вышивание, подготовка и проведение выставки вышитых работ взрослых и детских, конкурс рисунков для вышивки.