Алёна Хартаганова
Программа по развитию внимания для детей дошкольного возраста (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к авторской программе по развитию внимания.
Известные психологи (Л. С. Выготский, В. С. Мухина и другие) считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник научился произвольно управлять своим вниманием, его надо учить рассуждать вслух.
Публикация «Программа по развитию внимания для детей дошкольного возраста (5–7 лет)» размещена в разделах
Переход от старшего возраста к младшему школьному - один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.
Развитие человека происходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.
Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обуславливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.
Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает того, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.
Как известно, внимание бывает двух видов : произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный интерес». Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.
В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы не стали для ребенка не приятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного внимания. Поэтому воспитателю следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес, которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя таким образом произвольное внимание с непроизвольным, педагог развивает у воспитанников и то, и другое.
Способность к произвольному вниманию, следованию поставленной цели формируется у дошкольников постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание, что игры меняются с возрастом. Когда ребенок научился играть в ролевые игры (дочки-матери, например, и, тем более, в игры с правилами (резиночка, игры с фишками, шашки, шахматы, тогда и можно говорить о достаточном развитии произвольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это его работа, как потом его работой станет учение.
Под влиянием различных видов деятельности у ребенка в дошкольном возрасте развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость. Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность.
Актуальные проблемы.
При обследовании развития психических процессов у дошкольников очень часто выявляется группа детей с низким уровнем произвольного внимания.
Главная Цель предлагаемой программы : развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Исходя из этого, педагог ставит и реализует следующие задачи:
Развитие у детей дошкольного возраста таких способностей, как:
• Устойчивость и концентрированность;
• Переключаемость;
• Наблюдательность и объём;
• Распределение;
• Произвольность.
Условия проведения
Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет; проводятся 1 раз в неделю; продолжительность – 30 – 40 минут.
Оптимальное количество участвующих в занятии детей - 8 – 10 человек.
Содержание занятий
Занятия включают:
• игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие;
• упражнения творческие и подражательно – исполнительного характера;
• свободное и тематическое рисование;
• релаксацию.
Анализ результатов
Результативность и эффективность работы выявляется путем обследования, проводимого два раза: до начала развивающих коррекционных занятий и после окончания курса.
Анализ результатов включает в себя тесты на внимание :
• «Копирование точек»;
• Тест переплетенных линий;
• «Корректурная проба»
• «Графический диктант Эльконина».