Получи документы

Программа по развитию внимания для детей дошкольного возраста (5–7 лет)

Алёна Хартаганова
Программа по развитию внимания для детей дошкольного возраста (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка к авторской программе по развитию внимания.

Известные психологи (Л. С. Выготский, В. С. Мухина и другие) считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник научился произвольно управлять своим вниманием, его надо учить рассуждать вслух.

Темочки:

Переход от старшего возраста к младшему школьному - один из наиболее ответственных этапов в развитии ребенка. Именно в этот период формируется произвольное внимание, от которого зависит успешность его последующего обучения в школе. В связи с этим перед родителями и воспитателями стоит очень важная задача: с помощью игровых упражнений помочь дошкольнику стать внимательным.

Развитие человека происходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную. От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.

Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обуславливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.

Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков чтения и письма. Невнимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает того, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.

Как известно, внимание бывает двух видов : произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный интерес». Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.

В то же время нельзя забывать о том, что в процессе работы косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые предметы не стали для ребенка не приятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного внимания. Поэтому воспитателю следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес, которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя таким образом произвольное внимание с непроизвольным, педагог развивает у воспитанников и то, и другое.

Способность к произвольному вниманию, следованию поставленной цели формируется у дошкольников постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание, что игры меняются с возрастом. Когда ребенок научился играть в ролевые игры (дочки-матери, например, и, тем более, в игры с правилами (резиночка, игры с фишками, шашки, шахматы, тогда и можно говорить о достаточном развитии произвольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это его работа, как потом его работой станет учение.

Под влиянием различных видов деятельности у ребенка в дошкольном возрасте развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость. Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность.

Актуальные проблемы.

При обследовании развития психических процессов у дошкольников очень часто выявляется группа детей с низким уровнем произвольного внимания.

Главная Цель предлагаемой программы : развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Исходя из этого, педагог ставит и реализует следующие задачи:

Развитие у детей дошкольного возраста таких способностей, как:

• Устойчивость и концентрированность;

• Переключаемость;

• Наблюдательность и объём;

• Распределение;

• Произвольность.

Условия проведения

Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет; проводятся 1 раз в неделю; продолжительность – 30 – 40 минут.

Оптимальное количество участвующих в занятии детей - 8 – 10 человек.

Содержание занятий

Занятия включают:

игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие;

• упражнения творческие и подражательно – исполнительного характера;

• свободное и тематическое рисование;

• релаксацию.

Анализ результатов

Результативность и эффективность работы выявляется путем обследования, проводимого два раза: до начала развивающих коррекционных занятий и после окончания курса.

Анализ результатов включает в себя тесты на внимание :

«Копирование точек»;

• Тест переплетенных линий;

«Корректурная проба»

«Графический диктант Эльконина».

Публикации по теме:

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Волшебный теремокВолшебный теремок европатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию внимания для детей дошкольного возраста (5–7 лет)
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 14:19
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию внимания для детей дошкольного возраста (5–7 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Хартаганова (УИ 198091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД