Татьяна Шеляшкова
Программа по рганизации плавания в бассейне в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность рабочей программы : Физкультурно-спортивная - программа, ориентированная на организацию плавания в бассейне в условиях детского сада. Программа реализуется в ходе учебного процесса. В соответствии с нормами СанПиН и распределением учебной нагрузки для каждой возрастной группы. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание способствует всестороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. С помощью прикладного плавания мы формируем важные навыки для человека, такие как спасение своей или чужой жизни, что положительно сказывается на личностных качествах ребенка.
Публикация «Программа по рганизации плавания в бассейне в условиях детского сада» размещена в разделах
Уровень освоения программы
Водный уровень программы : Рассчитан на детей первого год обучения от 1.5 лет. На данном уровне обучения дети должны адаптироваться к воде. Научиться самостоятельно, спускаться в воду, двигаться по всей площади бассейна. Привыкание к воде рассчитан на детей от 1.8 до 7 лет.
Базовый уровень программы обучение дети должны научиться плавать всеми способами без использования поддерживающих средств рассчитан на детей от 3 до 7 лет
Углубленный уровень программы обучение детей плаванию всеми способами, выход на глубокую воду (межрайонный/городской спортивный праздник Дельфиненок), прохождение отборов в школы олимпийского резерва.
Актуальность данной программы.
Данная программа разработана на основе Одновременной методике обучения плаванию детей дошкольного возраста и младших школьников. Уникальность данной программы состоит в том, что ДО №272 работает с использованием инклюзивной системы образования, а элементы одновременного метода обучения позволяет детям с ОВЗ получить хороший эмоциональный настрой и находиться в ситуации успеха. Систематические занятия плаванием благотворно влияют на уровень показателей плавательной подготовленности детей. Обучение плаванию детей дошкольного возраста является реализации государственной программой массового обучения плаванию, способствует оздоровлению и полноценному физическому развитию. Плавание является естественным формой физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста, проведения коррекционной работы и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия прикладным плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта. Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети.
Умения и навыки которые получат дети дошкольного возраста на занятиях в бассейне помогут сохранить свою и чужую жизнь, развить легкие и укрепить здоровье для хорового или камерного пения, даст возможность ребенку в полной мере использовать свои способности в любой области жизни от спорта до руководства государством.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что По мере освоения программы решаются задачи по формированию :
• навыков плавания;
• бережного отношения к своему здоровью;
• навыков личной гигиены;
• умение владеть своим телом.
Успешное решение поставленных задач, возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
предложенные в данной программе формы и методы организации занятий способствует созданию ситуации успеха, что дает возможность детям получить положительные эмоции на каждом занятии от достижения целей поставленных на занятии. В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, от чего дети становиться более уравновешенными, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
Отличительные особенности. Совокупность методов, форм проведения занятий дает возможность достигать высоких показателей в освоении программы. Данная программа основывается на методике одновременного обучения детей плаванию, что дает вариативность в движениях и освоении плавательных навыков для детей с ОВЗ. Параллельно последовательным освоением сходных по структуре способов, начиная с освоения движений ногами и без учета индивидуальных особенностей освоения (традиционная) Н. Ж. Булгакова, 1999; Т. И. Осокина, 1985. Одновременная
(Т. А. Протченко, 1990, которая положена в основу программы «Обучение
плаванию детей от 2 до 7 лет» (Т. А. Протченко,2007, 2013).
Цель и Задачи:
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития. И проведение коррекционной работы. А так же получение знаний техники безопасности на водоемах, умений и навыков прикладного плавания.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
• освоение спортивных способов плавания, изучение техники движения кролем на груди, и на спине, брасс, дельфин. Освоение прикладного плавания : Буксировка пострадавшего или вещей, падение в воду в одежде и даже с ранцем на спине.
• ознакомить и сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
• дать материал по истории спорта и знания по различным водным видам спорта.
• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).
• познакомить и обучить детей спортивным и не спортивным способами плавания.
Развивающие:
• развивать двигательную активность
• развивать координацию движений
• развивать и совершенствовать дыхательную и сердечно сосудистую системы.
Воспитывающие:
• интерес к спорту и любовь к занятиям физкультурой.
• воспитывать самостоятельность и организованность
• воспитывать морально-волевые качества
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 1.5-7 лет.
В ДОУ проводится целенаправленная комплексная работа по обучению детей плаванию, которая включает следующие формы:
- непосредственно образовательную деятельность по плаванию;
- оздоровительно-профилактический комплекс закаливающие процедуры
- развлечения, праздники на воде.
категории обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности и режим работы Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной. Для детей с ОВЗ используется групповая форма и индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю во всех возрастных группах. Проводятся индивидуальные занятия. Формы и режим занятий. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы. Общее количество занятий плаванием 72.
Прогулка детей после плавания в бассейне организуют не менее чем через 50 минут, в целях предупреждения переохлаждения детей. (Сан Пин п. 12.7).
Ведущей формой организации обучения является подгрупповая. Учитывая индивидуальные особенности детей проводятся и индивидуальные дополнительные занятия с постановкой задач учитывающих возможности и способности воспитанника. Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. Только в сочетание непосредственно образовательной деятельности в бассейне с режимом деятельности и отдыха детей может получить положительный результат в укреплении здоровья и закаливания организма.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
Дети должны усвоить:
• основные правила безопасности поведения на воде;
• правила личной гигиены;
• основы здорового образа жизни.
Дети должны иметь представление:
- о разных способах плавания («кроль», «брасс», «дельфин»)
- о водных видах спорта.
Способами определения результативности реализации данной программы является внутреннее тестирование навыков плавания, которое проводится 2 раза в год (сентябрь, октябрь, - март, апрель) в виде контрольных упражнений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
• внутреннее тестирование навыков
• открытые занятия для родителей в каждой возрастной группе;
• спортивные развлечения и праздники на воде;
• спартакиада дошкольников по плаванию «Дельфиненок»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Характеристика основных навыков плавания.
Навык Характеристика
Погружение под воду с головой Помогает избавиться от страха перед водой
Открывание глаз под водой Помогает без страха координировать движения под водой
Ныряние Помогает обрести чувство уверенности, учит регулировать объём вдоха и выдоха.
Спад в воду Один из элементов прикладного плавания. Помогает сформировать навык спасения своей жизни при попадания в воду из любого положения
Лежание Позволяет почувствовать статистическую подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха.
Скольжение Позволяет почувствовать подъемную силу воды, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости.
Контролируемое дыхание Ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно взаимосвязан со всеми навыками.
Поэтапное формирования навыков плавания
I этап
Результат (задачи)
Возраст детей (условно)
Этап приучения к воде. Знакомство с водой, ее свойствами (мокрая, прозрачная). Самостоятельно спускаться в воду. Двигаться по всей площади бассейна с помощью и без нее. Освоение с водой и простейшие игры «принеси игрушку» «Кинь мячик Ани» Ранний и младший дошкольный возраст.
II этап
Результат (задачи)
Возраст детей (условно)
Приобретение детьми умение и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду). Уметь прятаться под воду, падать без поддерживающих средств, к концу года. Работать руками как при плавании Брасом, Дельфином. Младший и средний дошкольный возраст.
III этап
Результат (задачи)
Возраст детей (условно)
Обучение плаванию определенным способами спортивного плавания (согласованность движений рук, ног, дыхания). Старший дошкольный возраст.
IV этап
Результат (задачи)
Возраст детей (условно)
Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания, простых поворотов. Старший дошкольный и младший школьный возраст.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-80 с.
2. Оздоровительный комплекс в детском саду : бассейн – фитобар - сауна : Методическое пособие/ Коллектив авторов, под ред. Б. Б. Егорова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2004.- 160 с.
3. Осокина Т. И. Как научить детей плавать : Пособие для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
4. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.
5. Программы начального обучения плаванию/ Под ред. С. И. Ежиковой – Москва, 1983.- 70 с.
6. Лоурэнс Д. М. Акваэробика. Упражнения в воде. М; 2000.
7. Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.
8. Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом брасс. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 55.
9. Аскарова Г. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 38.
10. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 94.
11. Полунина Н. С. Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания. // Инструктор по физкультуре. – 2010. – с. 98.
12. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.
Литература для родителей.
1. Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., 1983.
2. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., 1977.
3. Левин Г. Плавание для малышей. – М., 1974.
4. Горбунов В. В. Вода дарит здоровье. – М., 1990.
5. Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания. – СПб. 1995.