Наталья Химченко
Игра «Сортировка мусора с использованием камешков марблс»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание игры: форма и элементы (например: книжки-гармошки, ёмкости, необычные конверты, картинки ;и т. д.)
Дидактическая игра используется как средство развития у ребенка связной речи и самостоятельного высказывания.
Элементы игры
Пластиковый контейнер с ручкой для складывания игры. «Волшебный мешочек». Макеты контейнеров для мусора – 2 макеты по 4 контейнера в каждом. Картинки с изображениями разных видов мусора (в папке с кнопкой). Картинки с изображениями океана, леса, космоса (на листах формата А4).
Камешки (8 контейнеров):
– рыбки – 12 шт., звездочки – 21 шт. ,; совы – 6 шт., листья – 25 шт. ;
– желуди: большие – 6 шт., маленькие – 20 шт.
– набор «4 цвета»: красные – 18 шт., голубые – 32 шт., оранжевые – 12 шт., зеленые – 12 шт.
– прозрачные: красные, с вкраплениями – 74 шт., зеленые – 69 шт., синие – 90 шт.
Цель игры
Развитие связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Задачи игры
Обучающие:
– обучать цветам и их оттенкам;
– учить разбираться в структуре предметов (их составе, материале, из которого они изготовлены).
Развивающие:
– развивать мелкую моторику пальцев рук;
– развивать связную диалогическую и монологическую речь;
– развивать память, внимание, наблюдательность, мышление.
– развивать умение дифференцировать, сортировать предметы 9их изображения, по материалам, из которых они были изготовлены;
– развивать фантазию.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к вещам и окружающей природе;
- воспитывать умение дослушивать собеседника до конца
Предварительная работа
Рассматривание различных бутылочек, фантиков, изображений сломанных предметов и просто предметов из стекла, пластика, бумаги и несортируемого мусора. Разбор с детьми понятий «мусор», «несортируемый мусор», «бумажный мусор», «стеклянный мусор», «пластиковый мусор»
Игровая особенность
Нужно пояснить детям, что существует множество контейнеров для сортировки мусора: на некоторых есть специальные значки (например, бутылка обозначает стеклянный мусор, некоторые могут различаться по цвету или иметь надписи (если ребенок ещё не научился читать, то нужно уточнять у взрослого, какой мусор нужно класть в тот или иной контейнер). Обязательно нужно рассказать детям о том, что есть мусор, который подлежит специальной утилизации: батарейки, ртутные градусники, лампочки, аккумуляторы и др.
Вариативность игры
Вариант 1
Детей сначала знакомят с камешками марблс. Показывают «контейнеры для мусора» с обозначенными метками и объясняют, что в контейнере зеленого цвета находиться бумажный мусор, это контейнер для бумаги; в контейнере синего цвета находится стеклянный мусор, это контейнер для стекла, в контейнере красного цвета находиться пластиковый мусор, это контейнер для пластика, а в контейнере желтого цвета находится несортируемый мусор, это контейнер для несортируемого мусора. Ребенок берет камешек любого цвета соотносит его с мусором. Пример. Ребенок взял камешек зеленого цвета: «У меня бумажный мусор. Я его кладу в контейнер зеленого цвета для бумажного мусора». (Любые оттенки зеленого означают бумажный мусор.)
Вариант 2
Все то же самое, что и в первом варианте, но тут задача усложняется: ребенок выбирает картинку, думает, какой мусор на ней нарисован, берет камешек нужного цвета и кладет в контейнер нужного цвета, при этом комментируя свои действия. Данный вариант игры предполагает общение между участниками, которые в случае спорной ситуации задают друг другу вопросы.
Вариант 3
Это вариант для самых маленьких участников: они обучаются соотносить цвет, форму с категорией мусора. Пример. В контейнере, где нарисован треугольник красного цвета, бумажный мусор. Ребенок берет красный камешек и кладет его в этот контейнер, комментируя свои действия.
Вариант 4
Детям предлагают просто контейнеры разного цвета, ребята между собой договариваются, в каком контейнере какой мусор. Нужно достать из «волшебного мешочка» картинку, определить, какой виду мусора на ней изображен, выбрать камешек нужного цвета и положить его к соответствующему контейнер. При этом ребенок проговаривает все действия и умозаключения, которое сделал или выполняет.
Вариант 5
В данном варианте игры предусмотрены картинки с изображениями океана, леса, космоса. Детям предлагают ситуацию: «Мы отправляемся в путешествие, а куда – зависит от выбранной картинки (например, в лес). Но у нас на пути – мусор». Ребята должны придумать и рассказать, откуда здесь взялся мусор, по картинкам определить, какой это мусор, затем взять камешек нужного цвета (о цвете камешков, обозначающих тот или иной мусор, договариваются заранее) и положить его в соответствующий контейнер.
Вариант 6
Так же, как варианты 1–5, но контейнеры для мусора ребенок конструирует из LEGO или его аналогов
Возможности использования игры в совместной деятельности взрослого с ребёнком и в самостоятельной деятельности детей
Возможности использования игры в совместной деятельности взрослого с ребёнком: совместное изучение и определение видов мусора, тренировка в правильной сортировке мусора, формированию сенсорных эталонов.
Самостоятельная деятельность детей: игра самостоятельно, в парах и микро-группах позволяет учить детей самоконтролю и взаимоконтролю
Результативность использования игры
Игра позволила объяснить детям, что очень важно правильно сортировать мусор, и научить их этому. Игра – отличный способ закрепить тему, провести исследовательскую деятельность, в процессе которой дети развивают связную монологическую и диалогическую речь.