Долгова Вероника Владимировна
Дидактическая игра «Разноцветная неделька» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская дидактическая игра "Разноцветная неделька"
Игровая деятельность как средство формирования временных представлений старших дошкольников Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в качестве одного из видов деятельности, используемых в педагогическом процессе в ДОУ, указывает игровую, отмечая, что в старшем дошкольном возрасте она включает сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие игры. В том числе и дидактические игры.
Публикация «Дидактическая игра „Разноцветная неделька“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2022
Анализ Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева) показал, что в их содержании предусматривается формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о частях суток, днях недели, временах года, знакомство с календарем, часами, развитие «чувства времени».
Учитывая все вышеперечисленное, мною была разработана дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Разноцветная неделька», целью которой является формирование временных представлений у дошкольников.
Так как у старших дошкольников ведущим видом мышления является наглядно – образное, при разработке данной игры я опиралась на предметные и цветовые ассоциации, которые входят в основу эйдетики. Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации.
Также была применена акровербальная техника, используемая в эйдетике, которая основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи. Каждый день недели представлен в стихотворной форме, что способствует лучшему запоминанию с опорой на цветовые ассоциации. Каждый лепесток «Цветной недельки» определенного цвета. Так понедельник – белый, словно чистый лист. Белый цвет лепестка – ассоциируется с началом новой недели, после выходных. Пятница -оранжевого цвета. Оранжевый цвет лепестка настраивает на позитивную волну - в преддверии выходных. Суббота - красный лепесток. Красный цвет – работы нет, не нужно идти в детский сад. В календарях этот день недели обычно тоже отмечен красным цветом.
В данной игре я использую полезные ассоциации для лучшего запоминания дней недели : пять пальцев на руке - пять рабочих дней, три сигнала светофора (красный, желтый, зеленый)- три стрелочки красного, желтого и зеленого цвета (вчера, завтра, сегодня).
Дидактическая игра : «Разноцветная неделька»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закреплять названия и последовательность дней недели.
Задачи:
-формировать представления детей о том, что: сутки сменяются друг за другом и объединяются в неделю; каждый день имеет свое название и последовательность их всегда одна и та же; неделя делится на рабочие (их 5) и выходные (их 2) дни; названия рабочих дней недели созвучны с их порядковым номером.
-Развивать умение: ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера»; называть дни недели по порядку и вразброс, соотносить их по цвету.
-Закрепить знания о цифрах от 1 до 7.
- Воспитывать желание беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Описание игры:
Данная дидактическая игра состоит из следующего материала: цветок-веер из семи лепестков разного цвета с числовыми карточки от 1 до 7. В середине цветка-веера три стрелки красного, желтого и зеленого цвета с надписью: вчера сегодня, завтра. (фото№1) На каждом лепестке имеется название дней недели и карточки с точками на магнитной основе, для удобства крепления фишек с цифрами. В комплект входят магнитные фишки с цифрами от 1 до 7 (фото№2, карточки-лепестки разного цвета с точками от 1 до 7, по цвету и форме соответствующие лепесткам цветка - веера (Белый - понедельник, голубой-вторник, желтый - среда, зеленый-четверг, оранжевый - пятница, красный - суббота, розовый – воскресенье (фото№3)
Цветок-веер очень удобен в использовании. Лепестки веера подвижны, их можно менять местами, складывать и раскладывать, что позволяет проводить разные варианты игр с данным пособием.
Полезные рекомендации-ассоциации:
*5 пальцев-5 рабочих дней.
*3стрелочки с надписью вчера, сегодня, завтра - три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый.
Ход игры: (Дети рассаживаются в полукруг так, чтобы хорошо видеть педагога и демонстрируемые наглядные пособия.)
Воспитатель: ребята, посмотрите, какой необычный цветок «Разноцветная неделька» прислали нам из страны «Заниматика». Жители этой страны очень хотят, чтобы вы хорошо знали все дни недели и не забывали, как они называются и в каком порядке располагаются. Знать дни недели очень важно, чтоб все успеть, ничего не пропустить и никуда не опоздать. Ведь скоро вы пойдете в школу, а там все уроки расписаны по дням недели.
-Давайте познакомимся с этой игрой. Каждый день недели имеет свой цвет. (Воспитатель раскрывает по одному лепестку цветок и читает стихотворение) :
Вот цветок мы раскрываем,
И недельку изучаем!
Понедельник - первый день.
Белый словно чистый лист.
Он неделю начинает,
После выходных.
Вторник – день второй
Как незабудка голубой
Среда - в неделе средняя
Среди рабочих дней
Ярко - желтая она
Как солнце в середине дня
А четверг-четвертый
В зеленый цвет одетый
Пятый – пятницей зовется
Оранжевый он и последний.
Последний день рабочий!
Позитива много в нем.
Выходные мы уж ждем
День шестой – суббота,
Работать не охота.
Красный цвет – работы нет.
Ведь суббота выходной,
Отдыхаем всей семьей.
Воскресенье - день шестой.
Розовый он и выходной.
В воскресенье тоже мы,
Отдыхаем - от души!
Чтобы вновь потом пойти
В детский сад и в школу,
В понедельник снова!
Воспитатель: Сколько рабочих дней в неделе?
Дети: пять рабочих дней.
Воспитатель: правильно, рабочих дней пять, как и пальцев на руке, которые тоже всегда трудятся. Давайте перечислим рабочие дни (понедельник, вторник и т. д.) (Дети перечисляют дни недели и загибают пальцы на руке)
-Сколько всего в неделе выходных? (два). Назовите их (суббота, воскресение) У вас две ладошки и выходных тоже два. Давайте похлопаем в ладоши и покажем, как мы рады выходным.
-А сколько всего дней в неделе?
-Ребята, посмотрите, на цветке есть стрелочки красного, желтого и зеленого цвета. Как вы думаете, для чего они нужны?
С помощью этих стрелочек мы можем показать какой день сегодня (зеленая стрелочка), какой день будет завтра (желтая стрелочка) и какой день был вчера (красная стрелочка). Где еще можно встретить сигналы : красный, желтый, зеленый? (в светофоре) Правильно, ребята. Значение этих стрелок и значение сигналов светофора немного похожи. Вот послушайте стихи:
День наступил - сегодня! (показать зеленую стрелочку)
Зеленый цвет - иди!
У тебя есть сутки впереди!
Сегодня можешь ты опять
Играть, учиться и гулять!
Ну, а ночью - крепко спать.
День закончился уже
Стал он днем вчерашним (показать красную стрелочку)
Красный цвет - дороги нет!
Не попасть обратно-
В этот день вчерашний.
Завтра - ещё только будет (показать желтую стрелочку)
Желтый цвет - ты подожди!
Завтра будет впереди.
День закончится и ночь.
Завтра день настанет вновь
Ребята, какой день недели у нас сегодня? Какой стрелкой можно показать этот день? (зеленой) Ребята, сегодня у нас (понедельник. вторник и т. д) Как назывался день недели вчера? Какой будет завтра? Покажите эти дни недели стрелкой.
А теперь давайте вспомним названия дней недели и их последовательность. Я буду называть вам дни недели, а вы должны найти и показать соответствующую карточку - лепесток, которые лежат перед вами.
-Молодцы, ребята! Теперь с помощью этой игры мы сможем играть в разные игры с днями неделями. Вы увидите, как дни недели сменяют друг друга, а при завершении одной недели наступает следующая неделя.
Варианты игры:
1."Что за чем?" (дети называют дни недели и последовательно расправляют лепестки веера)
Цель: закрепить название дней недели и их последовательность.
2."Подбери цифру" (дети должны подобрать цифру к соответствующему лепестку)
Цель: Учить соотносить день недели с цифрой. Развивать мелкие мышцы пальцев рук.
3. " Расставь верно" (дети должны увидеть ошибку в последовательности лепестков, и исправить её и объяснить почему).
Цель: закрепить названия дней недели и их последовательность. Развивать зрительное внимание.
4. "Какой день пропущен?" (дети должны увидеть какой лепесток «спрятался», назвать его и его соседей).
Цель: Закрепить названия дней недели и их последовательность. Развивать зрительное внимание.
5. "Вчера, сегодня, завтра" (дети должны вспомнить что они делали вчера, сегодня, что будут делать завтра, и показать стрелочкой (красной,желтой, зеленой) соответствующий день недели (красный-«вчера», желтый – «завтра», зеленый –«сегодня». Вчера мы лепили, а сегодня рисовали и т. д.)
Цель: развивать память, закреплять понятия вчера, сегодня, завтра.
6. "Весёлая неделька" (в игре участвуют 7 детей). Детям раздают карточки-лепестки, разного цвета с точками от 1 до 7, пока звучит музыка, двигаются по группе, с окончанием музыки следует выстроиться по порядку и назвать свой день недели (Я первый - понедельник и т. д.). Остальным детям дают задания, загадывают загадки. Они могут быть самые разные : например, назови день недели, который заблудился или спрятался. Дети закрывают глаза, а «дни недели» меняются местами или прячутся. Открыв глаза, дети должны заметить что изменилось, объяснить, что не так и расставить всех на места.
Цель: закреплять последовательность дней недели, их названия, порядковый счет в пределах семи. Развивать память.
Список используемой литературы
1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2021. – 368 с.
2. Матюгин И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребё нка Изд-во: Рипол Классик, 2010. – 112 стр.
3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Перова М. Н. -Москва-Просвещение, 1996.-144с.
4. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 5-6 лет. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.-88с.