Надежда Тайбарей
Дидактическая игра «Цветные коробочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Первый вариант игры
Цель: способствовать развитию произвольного внимания и управления своим поведением
Материал: Цветные коробочки (по числу играющих, на дно каждой коробочки кладется кружок какого-либо основного цвета; поднос или крышка плоской коробки, которая может вместить большое количество миниатюрных предметов такого же цвета, как и коробочки, и кружки на дне коробочек; погремушка для звукового сигнала
Публикация «Дидактическая игра „Цветные коробочки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2020
Описание игры: в игре участвует небольшая группа детей 4-6 человек. Дети выбирают себе любую коробочку, в которую помещен набор игрушек (предметов).
На первом этапе игры набор предметов должен быть такого же цвета, как сама коробочка и кружочек на дне коробочки. Одну коробку берет себе воспитатель, который участвует наравне с детьми и подает им наглядный пример выполнения игровых действий. Вынимая игрушки по очереди, показывая их друг другу, воспитатель и дети называют предмет и его цвет и кладут его на поднос, который стоит в середине стола. Когда коробочки опустеют и все игрушки окажутся на подносе, взрослый обращает внимание детей на то, что на донышке каждой коробочки есть кружок, который такого же цвета, как и игрушки, которые там лежали.
Воспитатель читает стихотворение:
На донышке в коробке
Огонек горит,
Какие брать игрушки
Он нам говорит.
Смотри, не перепутай,
Внимательно следи,
И что какого цвета,
В коробочку клади.
Помогая детям понять содержание игры, взрослый уточняет ее правило, подчеркивает, что цветной кружок в каждой коробке говорит, какого цвета игрушки нужно брать на подносе и положить в коробочку, которая окажется перед ребенком. Тут же поясняются и следующие правила: брать с подноса разрешается только по одной игрушке.
Затем дети слушают звучание погремушки, взрослый предупреждает, как только зазвучит погремушка, нужно остановиться (больше не брать игрушки с подноса, а передвинуть свою коробочку вправо и взять коробочку, которую ему передвинули слева (если погремушка продолжает звучать, то эту коробочку тоже нужно передвинуть вправо и так далее, пока погремушка не перестанет звенеть). Как только погремушка замолчит, каждый должен посмотреть в коробочку, которую ему передвинули, определить какого цвета в ней кружок, взять с подноса такую же игрушку и положить в коробочку. Игра заканчивается, когда поднос опустеет.
Правила игры:
Выбирать и складывать в коробочку предметы можно только такого же цвета, что и кружок на дне коробочки (на первом этапе цвет кружка и коробки совпадает).
С подноса можно взять только один предмет, сравнить его с цветом кружка, и аккуратно положить в коробочку
Начинать выбор предмета нужно по сигналу, т. е. оп последней фразе стихотворного текста.
Как только раздается звук погремушки, начинается обмен коробочками, которые «едут» от одного ребенка к другому под звуки погремушки. Когда звук прекращается, произносится стихотворный текст, все смотрят на кружочки и начинают выбирать предметы
Советы воспитателю:
Эта игра особенно трудна для тех детей, которые привыкли к постоянной опеке, и не приучены к самостоятельности, а также детям с неразвитым для своего возраста вниманием, которые часто отвлекаются, быстро теряют цель при выполнении игровых действий, мешают остальным детям. С этими детьми нужна индивидуальная работа. В таких случаях, детей надо привлечь к подготовке материала для игры. Например, разложить кружочки по пустым коробочкам, обратив внимание на цвет коробочки и цвет кружочка. Познакомив ребенка со стихотворным текстом, объяснить цель игровых действий (отбор предметов по цвету кружочка на дне коробочки). Передавая ребенку предметы разного цвета и формы, попросить назвать их цвет и поместить в ту коробочку, где лежит кружок такого же цвета. Так подготовка поможет ребенку управлять своим поведением в условиях совместной с другими детьми игры.
Цветные коробочки
Второй вариант игры
Цель: учить детей различать и сравнивать коробочки по разным качествам величины (длине, ширине, высоте, по форме и цвету. Знакомить детей с пространственным расположением предметов (сверху, снизу, над, под, около, слева, справа). Воспитывать у детей умение сдерживать себя, оценивать выполнение игровых правил.
Материал: цветные коробочки разного цвета, разной формы, разного размера, мелкие игрушки (домашние животные, дикие животные, фрукты, овощи, и т. д.)
Описание игры:
Дети рассматривают коробочки, называют цвет, форму, величину коробочки, рассматривают игрушки, которые будут прятаться в коробочках. Затем игра начинается. Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушки. Когда игрушки разложены по коробочкам, воспитатель называет признаки заветной коробочки. Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: «в маленько красной».
Вариант труднее: «в синей, но не маленькой», «в круглой, но не плоской». Начиная знакомить детей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: «слева от большой», или «между синими коробками». Коробки можно сложить «башенкой» - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или например, такой вариант: «ваше красной, но ниже синей» и т. д.
Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей в группе.
Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, дети должны научиться «озвучивать» задачу, что очень не просто маленьким партнерам. Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: «в красной коробке с цифрой 3», например, при обучении порядковому счету: «четвертая коробочка слева», «вторая от окна» и т. д. Дети с удовольствием играют в прятки с игрушками