Ольга Гридасова
Консультация для родителей «Авторитет отца»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители… мать и отец… Кто может быть дороже и ближе сердцу ребёнка, чем они?
На этих людях лежит одна из величайших обязанностей: дать жизнь новому человеку. Сохранить ему этот дар вырастить и воспитать своего ребёнка. Обеспечить его развитие, приобщить к человеческой культуре.
Трудно найти слова, которые точно сказали бы о значении миссии родителей и особенно – матери. Да, матери особенно.
Живопись, музыка, скульптура, поэзия пропели Матери бессмертный гимн; изустные предания создали культ Матери. И сегодня слово «мама» остаётся священным.
Публикация «Консультация для родителей „Авторитет отца“» размещена в разделах
Прислушаемся к речи детей. Слово «моя мама» они употребляют очень часто, чаще, чем все другие. О своей маме и девочки, и мальчики говорят с любовью, с гордостью, радуются, когда другие хвалят их маму.
Настоящие родители всегда с нами, всегда рядом, но ближе и чаще для многих - мать. Случайно ли, что она так полно и прочно входит в историю личности? Мать – тот первый человек, которого воспринимает ребёнок, вступая в жизнь. Она же ухаживая за нами, даёт ему возможность пережить первые радости, состояние уюта, психологического комфорта, помогает овладеть первыми жизненным опытом и знаниями. Сам труд матери, вложенный в уход за ребёнком, оставляет в его душе глубокий след.
В сложном чувстве материнства, в любви матери к ребёнку и ребёнка к матери есть нечто от самой природы, нечто инстинктивное, а следовательно, очень сильное и не всегда полностью сознаваемое, но влекущее и властное. Сила материнского влияния состоит ещё и в том, что мать в большей мере, чем кто – либо другой из окружающих ребёнка, касается эмоциональной стороны его личности. А пережитые в детстве чувства и состояния, как известно, способны сохраниться на всю жизнь.
Но как ни велика притягательная сила матери, каждая девочка и каждый мальчик очень скоро начинают нуждаться в общении не только с ней, но и с другими людьми, ровесниками и взрослыми.
Какое же место в системе связей с «другими» занимает отец?
Роль отца в жизни и развитии ребёнка не менее исключительна и уникальна, чем роль матери, хотя и на свой лад. Правда, мать входит первой в чувства и сознание ребёнка, а отец несколько позже, но он тоже призван совершить чудо: вместе с матерью создать личность.
Влияние матери и отца на формирование нравственного облика ребёнка, развитие его интеллекта, характера нельзя противопоставлять. В личности ребёнка нельзя искать такие качества, которые были бы следствием влияния только матери, в ней также и свойств, полученных в результате воздействия только отца. Личность едина, целостна, она – сплав как материнского, так и отцовского воздействия.
Как трудно обеспечить безупречно полноценное развитие личности ребёнка без настоящей матери или без хорошего отца! Недаром говорят: лишиться матери – большое горе, иметь плохую мать – беда. А быть без отца? А жить с плохим отцом?
Но если нельзя противопоставлять влияние матери влиянию отца на ребёнка, то столь же неправомерно и уравнивать их роли. Издавна принято, скажем, считать, что отец в большей мере ответственен за развитие ума, а мать – за формирование чувства ребёнка. Хорошо известно, что психика мужчин и женщин, их характеры, склад, мышления имеют свои оттенки.
Не случайно считают, что отец должен отличаться не только физической силой, но и силой духа: быть мужественным, смелым. Ему к лицу быть рассудительным, обладать волею, аналитическим складом ума, деловитостью. Отец - опора семьи в трудные минуты, заступник за слабых, он великодушен, самоотвержен.
В отце ребёнок нуждается, хотя и несколько по иному, чем в матери, но очень сильно. Настоящий отец нужен как мальчикам, так и девочкам. Недаром ребёнку даётся не только имя, но и отчество.
Не приходится доказывать, что мальчик, растущий без отца или с отцом, отстранившимся от воспитания, страдает нравственно. При повышенной нежности матери, пытающейся компенсировать отсутствие отца, у сына формируется изнеженность, вялость, робость или, напротив, упрямство, агрессивность, грубость. Такой мальчик с трудом входит в контакты с ровесниками.
В семьях без отца и в тех, где отец квартирант, чужой человек, условия неблагоприятны не только для мальчиков, но и для девочек.
Многие девочки – подростки, с первых лет жизни, оказавшиеся в стороне от влияния отца, страдают чрезмерно развитым женским патриотизмом, завышенным высокомерием, неприязнью к мужскому полу, непониманием некоторых особенностей мужской психики. Понятно, такие черты характера девочек отрицательно сказываются на их взаимоотношениях с мальчиками – ровесниками, мешают гармоничному развитию девочки как будущей девушки, женщины, жены.
Очень плохо, трагично, что ещё встречаются отцы, которые освобождают себя от родительского долга уходом из семьи, от своих детей. Не менее драматично, что часть отцов безответственным поведением даёт порочные уроки своим детям. Но не о них, бросающих или уродующих своих детей, разговор. Хочется сказать о тех, к сожалению, нередких случаях, когда отец не полностью, вполсилы выполняет свой родительский долг. Среди таких отцов много хороших людей: добросовестных, трудолюбивых, честных, с характером семьянина, с развитым чувством любви к детям и другими положительными качествами. И вот такие люди с трудом находят дорогу к уму и сердцу сына или дочери.
Что же мешает им эффективно выполнять родительский долг, в чём суть беды? Причиной служит неавторитетность или низкий авторитет таких отцов у своих детей, в семье вообще.
Как известно, авторитет человека - огромная сила. Авторитетный человек, будь то руководитель, учитель, воспитатель или коллега по работе, воспринимается как образец, как идеал для подражания.
Всё это полностью относится и к авторитету отца. Его авторитет в семье – важное условие успеха в исполнении предназначенной ему роли и его желания быть нужным детям. Но у отцовского авторитета много противников. Прежде всего, это, как ни странно на первый взгляд, те папы, которые бросают детей или ведут аморальный образ жизни. Безусловно, их поступки осуждаются, но достаточная распространённость этих отрицательных явлений не может не сказаться на оценке мужчины вообще, на статусе отцов вообще…
Общественное мнение всё ещё мало внимания уделяет отцовству. Об отцах мало пишут. Хороших, настоящих отцов редко отмечают. Мало проходит разговоров об отце в детском саду, отцов не ждут и в школах. Всё это мешает формированию отцовского авторитета.
Но у некоторых пап есть и более существенные барьеры в их общении с детьми. Мешают нормальному контакту с детьми отрицательные черты характера, свойственные некоторым мужчинам. Однако дети обычно замечают отцовскую вспыльчивость или обидчивость, резкость или высокомерие, грубость, бестактность.
Особую роль в формировании у детей суждении о родителях играет стиль и уровень культуры взаимоотношений между взрослыми членами семьи, между матерью и отцом. Дети очень восприимчивы, на окружающий мир они смотрят через призму суждений взрослых.
При конфликтах, нередко возникающих между матерью и отцом дети, чаще всего, занимают позицию матери, не очень разбираясь, права она или не совсем. Критические замечания, недовольство, осуждение, адресуемые матерью отцу в присутствии детей, воспринимаются ими как правильные и заслуженные. И тут надо учесть, что часто даже случайная оплошность мужа вызывает у многих жен поток нелестных замечаний, унижающих его достоинство как отца и человека.
У мужчины в семье две роли: он супруг и родитель. Эти роли хотя и взаимосвязаны, но не равнозначны. Мужчина в семье может быть не совсем хорошим мужем, но замечательным отцом. Однако, случается, о таком человеке судят как о плохом отце. Это тоже не способствует авторитетности отца у детей.
Мы за повышение авторитет отца, престижа отцовства. Конечно, не за счёт и не в ущерб авторитету матери.
У каждого ребёнка должен быть скульптор, мастерски владеющий обеими руками. Лишь такой ваятель может создать Личность.