валентина васильева
«В гостях у Звукоежки». Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
1. Продолжать формировать и закреплять представление детей о звуке «Ш» (артикуляция, характерные признаки через метод зрительно-жестовых символов).
2. Совершенствовать навык правильного употребления в речи звука «Ш» через умения: слышать, определять место звука в словах, выделять звук из состава слова.
3. Учить детей изменять слова через умения:
• Заменять в слове один из звуков на звук «Ш» и подводить детей к выводу, что при этом изменяется всё слово (его лексическое значение).
Публикация «„В гостях у Звукоежки“, Конспект занятия по автоматизации звука [Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• Образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оборудование: таблицы; «шляпки»; карточки-символы; магнитофон;
«Звукоежка»; «Болото» с набором картинок; конструктор букв
«Липучка»; «Леший»; муляжи печёностей со звуком «Ш»;
лукошко; шаркунки.
Ход занятия.
Первый этап. Вводно-мотивационный.
1. Общая организация детей на предстоящую деятельность.
Логопед: - Дети, вы отдохнули? Настроение бодрое? Заниматься будем с
удовольствием?
(Да)
Логопед: - Сегодня мы побываем с вами у кого-то в гостях.
- Будем много … путешествовать.
А все путешественники перед дорогой обычно … тренируются.
Потренируемся и мы.
(Звучит спокойная музыка).
2. Проведение массажа.
Основные движения: * поглаживания лба;
* от спинки носа к ушам;
* от верхней губы к ушам;
* от подбородка к ушам и обратно;
* поглаживание шеи с поворотом головы вправо-влево.
3. Работа над дыханием.
Логопед: - Будем правильно вдыхать и выдыхать. Помощниками нам будут
вот эти шляпки.
Упражнения: * Подуем на шляпки нежным ласковым ветерком;
* А теперь подуем сильным ветром «закружились наши шляпки».
4. Миогимнастика.
(Работа перед зеркалом).
Логопед: - Мы с вами умеем быть разными. Покажите, как вы можете менять
выражение своего лица.
«Мы умеем улыбаться.
Мы умеем удивляться.
Мы умеем хмуриться.
И, как шар, надуемся».
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Потренируем наши губки, язычок.
Упражнения: а) «Улыбка»
«Заборчик»
«Трубочка»
«Окошечко»
б) - Язык мой расслабляется - в «лопатку» превращается («лопаточка»)
- Язык мой выгибается - в «чашечку» превращается (чашечка»)
- Занесём «чашечку» в рот (удерживание «чашечки» под счёт до 5).
6. Сюрпризный момент. (Имитация «шуршания»)
Логопед: - Что это? Кто-то тут шуршит. По-моему, я знаю кто это!
- Раньше, в каждой избе - за печкой
Жил смешной человечек.
Первый хозяин был он в домишке.
Вы узнаёте-ль его, девчонки, мальчишки?
Он хоть стар, но удалой.
Звать его - … домовой.
(Звучит музыка выхода сказочного персонажа).
Звукоежка : Я - весёлый домовушка.
У меня своя избушка.
С волшебным царством звуков
Рядышком живу
И кушать звуки эти очень я люблю.
- Так как зовут меня, детишки? (Звукоежка)
- Правильно! Звукоежкой звать меня,
Ем я звуки …. Иногда!
- Приглашаю вас ко мне в гости.
- Какой звук я выделял голосом? (Звук «Ш»).
- Это мой любимый звук. Самый вкусный. Походит на … лопнувший шарик. Сейчас я его съем! (карточка-символ звука «Ш»).
Логопед: - Зачем? Давай, Звукоежка, лучше мы тебе всё про него расскажем.
7. Артикуляция звука «Ш».
(Работа по таблице).
• Губы - «окошечком»;
• Язычок вверху - «чашечкой»;
• Между зубками – щёлка;
• Произношение звука «Ш» (чётко, долго) и определение характера воздушной струи (широкая, тёплая).
8. Характеристика звука «Ш».
(Работа со звуковыми замками).
Логопед: - Ребята, а давайте, в нашем волшебном Царстве, найдём замок, где
живёт наш звук «Ш».
(Дети встают, отходят и рассматривают Царство Звуков).
- В красном Замке какие звуки живут? (гласные).
- Их голосок похож на голосок Петушка (звучит голос Петушка)
- Мы их … поём, тянем (как Петушок).
- А в Синем и Зелёном Замках живут … (согласные звуки : твёрдые и мягкие)
- Где-же живёт наш звук?
(Он согласный; твёрдый, как ледышка. Он живёт в синем Замке).
- А у него есть братец, мягкий звук? (Нет. Он всегда твёрдый).
- Давайте, превратимся в «ледышку» (динамическая пауза)
- Вокруг себя повернись и в «ледышку» превратись.
(Несколько движений «как ледышка»).
Логопед помещает картинку – символ в Синий Замок.
- Вот и спрятали мы наш звук от Звукоежки.
Второй этап. Операционно-деятельностный.
Звукоежка : - Вот вы какие!
Логопед: - Да ты не обижайся! Лучше давайте все вместе поиграем со
звуком «Ш».
(Дети садятся на стульчики).
9. Выделение звука «Ш».
а) По губам (без голоса)
(Дети должны зрительно воспринять артикуляцию звука «Ш» и показать её рукой).
б) На слух (среди других звуков).
(Дети имитируют движение «шарик лопнул»).
в) «Чуткое ушко»
(Услышав слово со звуком «Ш», дети должны поднять зрительный
символ-карточку «лопнувший шарик»).
10. Повторение пройденного. Работа с новым словом «шесток».
Логопед: - Чтобы Звукоежка больше не хотел есть наш звук «Ш»; накормим его чем-нибудь вкусненьким.
- Звукоежка, а у тебя в избушке есть печка?
Звукоежка : - Есть. Вот она. (Дети садятся за стол перед зеркалом. Перед ними картинка «Печка»).
Логопед: - Здесь, на шестке что-то есть. Давайте, вспомним, что можно
испечь вкусного со звуком «Ш»? (Дети вспоминают слова из
«копилки слов»).
- Вспомним наш стишок (Дети произносят стишок и складывают
муляжи – пышности в лукошко).
Достаём мы из печи
Пышные пышности.
И кладём в лукошко –
Остудить немножко.
Сложим мы в лукошко
Пирожков немножко.
Тут и пышки, и ватрушки,
И оладушки -подружки.
Не забудем про витушку,
Про лепёшку и про плюшку.
Шанежку кладём? Кладём!
Звукоежке отдаём.
(Угощаем Звукоежку).
Звукоежка : - Спасибо, ребята. ох и сытый я стал. Теперь можно и
прогуляться.
(Дети встают и проговаривают слова, маршируя на месте:
«По дорожке мы пойдём
и куда-то попадём …»).
Логопед: - Где это мы очутились, Звукоежка? (Дети должны уточнить «на болоте». На полу напольные картинки «кувшинка»).
Звукоежка : - Кто-то увяз в этом болоте.
11. Дидактическая игра «Замени первый звук в слове».
Слова: * пар – шар * мыло – шило
*юбка – шубка * тапки – шапки
Логопед: - Кто быстрее называет, тот картиночку спасает.
- Молодцы! Ребята, а кто живёт в глуши, на болоте?
- Смешной старикашка
Живёт здесь в глуши.
Бородёшка из мха.
Как зовут старика? (Леший).
12. Работа с чистоговорками.
Логопед: - Давайте вспомним про него дразнилку.
* Леший, Леший, лешочок!
Ты не спишь ли, старичок?
Сам - как деревяшка.
В бороде - букашка.
Смешной ты, старикашка!
(Появляется картинка «Леший»).
Леший: - Вам бы только дразниться. Давайте лучше выучим новую
чистоговорку про лягушку. (Давай)
* Не найду я ушки
у нашей лягушки.
Дополнительное задание:
Логопед: - Вспомним, какие чистоговорки со звуком «Ш» мы знаем.
* Уронила белка шишку. * Чашечка горошку
Шишка стукнула зайчишку. Рассыпана на дорожку.
* В драке был взъерошен ёрш.
И на шишку стал похож.
Логопед: - Пока, Лешачок! Мы с ребятами дальше пойдём.
«Вокруг себя повернись
И в лягушку превратись!»
(Дети прыгают на месте, как лягушата).
Звукоежка : - Ну-ка, лягушата, прыгайте ко мне.
(дети оказываются около «Чудо-дерева»).
13. Словоизменение (дополнительное задание).
Логопед (вместе с детьми) : - Как у наших у ворот
Чудо-деревце растёт.
Выросли на нём картинки.
И висят как апельсинки.
Звукоежка : - Так измените слово тут, чтоб появился в нём наш звук.
Логопед: - Кто слово отгадает, тот - картинку забирает.
( Картинки: заяц, баран, корова, петух).
13. Работа с буквой «Ш».
Логопед: - У звука «Ш» есть своя буква. Мы её знаем. На что она похожа?
( дети: на расчёску,.)
- Поразминаем наши пальчики. Берём наши шаркунки.
* Пальчиковая гимнастика.
«Шаркунок в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу».
Логопед: - Давайте оставим Звукоежке подарок - букву «Ш».
- Из чего можно её выложить?
(Дети выкладывают на полу большую букву «Ш» из груш).
Третий этап. Оценочно-коррекционный.
• Обобщение.
- Понравилось вам в гостях у Звукоежки?
- Чем мы занимались?
• Задание на вечер (картинки «По дорожке я пошёл и игрушки я нашёл»).
• Итог.