елена соловьёва
Сценарий праздника «Авдотья-Плющиха»
▼ Скачать + Заказать документы
«Авдотья - Плющиха»
Воспитатели: Соловьева Елена Владимировна, Хамзина Рауза Сайфутдиновна.
Праздник-развлечение для детей и родителей во второй младшей группе.
Цель: Познакомить детей с праздником русского земледельческого календаря «Авдотья Плющиха» и традициями, связанными с этим праздником.
- воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, за ее традиции;
Публикация «Сценарий праздника „Авдотья-Плющиха“» размещена в разделах
- познакомить детей с русским фольклором праздника «Евдокия Плющиха»; расширить и обогатить словарь детей;
- закрепить знания детей о весенних приметах, о весне;
- воспитывать любовь и уважение к обычаям предков, к их праздникам;
- способствовать сплочённости и дружелюбию;
К празднику, который отмечается 14 марта, мы с ребятами готовились заранее: разучивали песни, заклички, мастерили костюмы и ободки, изготавливали атрибуты.
В канун праздника пекутся небольшие печенья в виде птичек.
Сцена оформляется в стиле русской избы: половички, лавочки, русская печка, сделанная из картонных коробок, прялка и т. д.
Заранее были приобретены семена капусты и приготовлен горшок с землёй.
Свистульки (деревянные или самодельные).
Действующие лица: Авдотья (в русском костюме, Весна (в русском сарафане, на голове венок из цветов, Петух (в костюме или маске, Домовой (шапка-ушанка, рубаха, лапти, шаровары, скоморохи.
Дети одеты в русские костюмы: Мальчики в русских рубашках с кушаками, девочки в сарафанах и кокошниках.
Звучит русская народная мелодия. Скоморохи встречают гостей.
1-й скоморох. Эй народ честной,
Подходи, не стой!
Не гром, не пляс,
Нынче праздник у нас!
2-й скоморох. Что за праздник у нас?
Мы расскажем сейчас,
Нынче праздник будет необычный,
Пойдем в гости к тетушке Авдотье!
1-й скоморох. Гости званые и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
1-й и 2-й скоморохи (вместе)
Просим, не стесняйтесь,
К нам присоединяйтесь!
Гости (родители и дети) проходят в зал и садятся на лавочки.
Приходи к нам, Авдотья Плющиха,
Наряди в разноцветье весну,
С урожаем чтоб не было лиха,-
Дай пригожего лета красу.
Ну, а я у Авдотьи просила :
- Дай, Плющиха, мне талой воды,
Знаю, есть в ней волшебная сила,
Что спасёт и от смертной беды.
Вот Авдотьюшка идет
И с собой тепло несет,
Новой жизни пробужденье
И природы обновленье!
Авдотья (стол на сцене). Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь!. Пригласила я вас, чтобы поведать о старинном весеннем празднике, который отмечался на Руси 14 марта. В народе кличут меня Авдотьей-Плющихой, прошу любить и жаловать. А называется это праздник так потому, что наступила пора снегу плющиться, то есть оседать и этот день считается началом нового года русского земледельца. В народе существовала примета: «На Авдотью погоже – все лето пригоже». Ясная погода в этот день предвещала хороший урожай.
Если увидели в этот день ласточку, бросали в ее сторону горстку земли со словами: "На тебе, ласточка, на гнездо!", для благополучия в собственном доме. Кроме того на Евдокию собирали снег, и сохраняли его в закрытых емкостях, подальше от людского глаза. Верили, что талая вода из этого снега или снежица, обладает целебными свойствами и лечит от разных заболеваний. Ее давали пить и животным. Снежицей также обмазывали окна и двери, а также ворота, чтобы не пустить ничего плохого в свой дом и во двор.
В этот день молодые женщины и дети начинали "закликать весну". Для этого они вылезали на крышу или шли на пригорок и пели обрядовые песни - веснянки. Ближе к вечеру хозяйки начинали высаживать рассаду в горшочки. Обычно это была капуста. В старину верили, что посеянная в этот день рассада будет особенно крепкой и не пострадает ни от заморозков, ни от вредителей. Давайте, ребята, и мы с вами посеем капусту.
В центр зала скоморохи выносят горшок с землей. Авдотья по желанию вызывает несколько ребят, остальных приглашает в хоровод. Ребята сеют капусту, Авдотья рассказывает, как делать это правильно. Дети в хороводе приговаривают:
Расти, расти, капустка,
Расти, расти, большая.
Авдотья. А когда высаживали капусту в грунт, то первый росток накрывали чугунком и покрывали скатертью, чтобы был хороший урожай капусты.
Дети рассаживаются на места. Авдотья накрывает горшок чугунком и салфеткой.
Авдотья. Во многих деревнях в этот день начинали кликать весну. Давайте и мы с вами покличем Весну-Весняночку.
Дети: Чувиль-виль, жавороночки!
Принесите весну на своем хвосту
На сохе, бороне, на ржаной копне,
На овсяном снопе!
Надоела нам зима,
Кличем Весну-красну!
В зал входит Весна.
Иду я к вам, мои друзья,
Гоню Зимушку со двора.
А она, проказница, не торопится,
То снежком, то ледяным ветерком о себе напомнит.
Авдотья. Весна, Весна, на чем пришла?
Весна. На сошечке, на бороночке
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
Дети: Весна, Весна, на чем пришла?
Весна. На жердочке, на тоненькой
На досточке, на славненькой.
С хлебами обильными, С урожаем хорошим.
Я пришла не одна, Я своих друзей привела.
Авдотья. По древнему обычаю дети делали свистульки и, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом Весну, навораживали счастливый год, богатый урожай.
А ну- ка, Весна-весняночка, да друзья твои, покажите, как это было.
Весна. Слышали, ребята, как птицы поют? Давайте и мы с вами будем птицами. Мои друзья с свистульками – свистите, но а все остальные – птицы. Чем громче изобразим с вами птиц, тем счастливее будет год.
Включается фонограмма с записью голосов птиц, ребята со свистульками свистят, остальные подражают голосам птиц (воробьи, вороны, петухи, курицы, соловьи и т. п.)
В зал входит петух.
Петух. Услышал я, как вы меня звали, вот и пришел. Я играть люблю, а вас как раз много. Вызываю вас на петушиный бой.
Несколько мальчиков по очереди меряются силой с Петухом. Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.
Правила:
1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
2. Руками толкать друг друга нельзя.
Указания к проведению
Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.
Бой петухов может проходить и в другой позе, например в присяде, руки играющие держат на коленях.
Петух. Молодцы, сильные ребята. А я еще слышал свист. Вы свистели? А кто лучше? Давайте посмотрим.
Конкурс свистунов по желанию.
Авдотья. Спасибо, Петушок, позабавил ребят, оставайся с нами. Я еще много чего ребятам сегодня поведаю, и ты послушай. В мой день, ребята оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние, пастуха нанимали на поле. А женщины да девушки брались по-настоящему за ткачество и занимались этим до посевных работ.
Девочки берут в руки веретена, нити, вязание, поют песни «Прялица».
Песня «Уж ты, прялица моя»
1. Уж ты, прялица, ты прялица моя.
Пойду вынесу на улицу тебя.
Буду прясть и попрядывати,
На подруженек поглядывати.
2. Уж ты, прялица, ты прялица моя,
Ты красавица, красавица моя.
Ты украшена листочками,
Разукрашена цветочками.
3. Уж ты, прялица, ты прялица моя,
Сослужи – ка службу верную,
Сопряди – ка нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.
Весна. А, знаете, ребята, что в этот день делаются смирными, ручными даже Кикиморы. Кикиморами на Руси называли домашних духов.
Авдотья. А в некоторых местах есть такой обычай: в этот день из лесу приносят сучья, топят избы, чтобы весна была теплой. Смотрите-ка, а моя печь немного остыла. А ну-ка, ребята, сучья принесите скорей, растопите печь и будет нам теплей.
Игра «Кто быстрее перенесет сучья»
Авдотья. Печка русская, стоишь ты, широкая, да ладная, пол-избы, почитай, занимаешь и накормишь ты нас, и обогреешь, и вылечишь, если нужно. Одно слово, матушка.
Звучит спокойная музыка. Слышны вздохи, на сцене из-за печки появляется Домовой.
Домовой. Люди добрые, здравствуйте! Я пришел к вам с добром. Живу я за печкой уже много-много лет. Поддерживайте со мной хорошие отношения, не забывайте обращаться к дедушке-соседушке с ласковым словом, оставляйте немного еды. И я буду вам платить добром за добро, буду оберегать вашу скотинку, помогу содержать дом в порядке, предупрежу о грозящем несчастье. Ох – ох! Да засиделся я что-то, надо бы размяться.
Тихонько играет барыня. Домовой начинает двигаться. Музыка звучит громче, скоморохи зазывают ребят присоединиться к Домовому, приглашают и гостей. Домовой выходит на середину зала к детям и все танцуют веселый русский танец.
Домовой. Хорошо косточки размял, теперь, за дело. Много видел я на своем веку, много знаю. А вот много ли вы знаете? Хочу задать вам несколько вопросов о моем жилье (вопросы для гостей и родителей) :
1. Какие нужны стройматериалы для того, чтобы сложить печь (кирпичи, глина)
2. Если дым из трубы идет черный, что это значит? (печка топится)
Домовой. «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил»- говорится в русской народной пословице. И на самом деле, печь - основа русской избы, её душа.
Домовой. А для вас ребятки у меня загадки:
В избе — изба,
На избе — труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало — Не пропало,
Румяной булкой стало.
Из трубы летят колечки.
Это дым из нашей … .
В ней готовят,
Варят, пекут,
Дрова, уголь,
Солому жгут!
Домовой. Ну, спасибо, ребята. На все мои вопросы ответили, загадки отгадали. Все вы знаете, а раз знаете, то и мне спокойно за печкой лежать. До свидания, ребята (охая уходит за печку).
Авдотья. Делу время - потехе час. В свободное от весенних занятий время и я люблю сказки послушать, да небылицы. Вот послушайте, какую я небылицу знаю.
На веточке, на голой, покрытой не листвой
Сидел козел веселый, чирикал сам с собой.
Там заяц-лежебока тащил в зубах кота,
Лиса ловила мошек – такая красота!
А рядом, свесив ушки, сидел большой медведь,
А ты сиди и слушай, а я не буду петь.
Весна. Авдотья, а я тут узнала, что наши ребятки тоже небылицы знают.
Дети рассказывают небылицы вместе с родителями.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Между небом и землёй
Поросёнок рылся,
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек –
Спрятался!
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала :
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
Прачка на печке Стирает корыто.
Бабушка в речке Поджарила сито.
Два весёлых карапуза,
на печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души.
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
На березе сидит заяц, Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает.
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
Заяц на небо взглянул, Там землетрясенье
И из тучи на него Капало варенье.
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.
Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом – умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.
Утром был я очень рад,
С крана лился лимонад!
Пил до вечера, устал,
В садик чуть не опоздал.
Авдотья. А еще, ребята, я хочу вам вот что рассказать. Талой мартовской водой на Веснянку-свистунью мыли полы. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалась особой весенней ценностью. Говорили: «У Авдотьи – вода, У Егория – трава». И самовар обязательно наполняли этой водой. Наш самовар тоже с весенней водой. И в этот день пекли обрядовое печенье, придавали ему вид жаворонка. Этим печеньем кормили птиц – вестников Весны. Считалось, как пройдет праздник, с весельем или нет, такой и жди весны – скорой или затяжной. Я вас, ребятишки, за стол приглашаю, печеньем угощаю.
Чаепитие.
Прогулка (организация игр с закличками).
В старину ребята делали вот такую куклу – Веснянка. Носили ее повсюду и зазывали весну специальными закличками – веснянками. Вот и мы с вами разучим две заклички.
1. Ты, зима, иди на север – хватит тут озорничать!
Выходи скорей, ребята, Весну будем зазывать!
(Дети передают друг другу куклу «Веснянка» и хором декламируют закличку - веснянку). 2 раза
2. Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое, Весну красную!
В древности этот праздник сопровождался большими гуляньями – водили хороводы, пели песни, играли - весну закликали. Давайте и мы с вами поиграем!
Собирайся в круг честной народ, заводи хоровод!
Вот пришла весна, Весна красная,
Ай, люли-люли, Весна красная.
Принесла весна Золотые ключи,
Ай, люли-люли, Золотые ключи (идут в центр).
Ты замкни, Весна, Зиму лютую.
Ай, люли-люли, Зиму лютую.
Отомкни, Весна, Тепло летечко (идут назад, встают полукругом,
Ай, люли-люли, Тепло летечко.