Людмила Митрохина
Аттестация. Описание профессиональной педагогической деятельности на высшую категорию.
▼ Скачать + Заказать документы
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования Митрохиной Людмилы Владимировны воспитателя
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»
г. Ачинска
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из актуальных, поскольку активность ребёнка является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. От уровня познавательной активности ребенка, сформированной в дошкольные годы, зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника следовательно и успешность последующего обучения в школе.
Публикация «Аттестация, Описание профессиональной педагогической деятельности на высшую категорию,» размещена в разделах
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Из личного опыта работы с воспитанниками сделала вывод, что у детей мало развит интерес к элементарным математическим представлениям, плохо развиты мыслительные операции, дети не проявляют инициативу в деятельности.
Таким образом, целью своей профессиональной педагогической деятельности определила : развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования элементарных математических представлений.
Реализацию поставленной цели осуществляла в процессе решения следующих задач:
1. создать предметно-развивающую среду для развития познавательной активности;
2. развить у ребёнка интерес к элементарным математическим представлениям в игровой форме.
3. развивать мыслительные операции у дошкольников (сравнения, обобщения, классификация) посредством разработанного мною игрового материала, учебно-игровых пособий, схем, таблиц;
4. воспитывать стремление к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
Деятельность по защите прав участников образовательного процесса и поддержка в выполнении ими своих обязанностей.
В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет воспитатель в системе народного образования, большое мест занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
В течение двух лет работы по правовому воспитанию с дошкольниками старшего возраста выявлена положительная динамика.
Уровень Элементарные представления о своих правах Уважение и терпимость к другим людям Общественные нормы и правила поведения
2010-2011 2011-2012 2010-2011 2011-2012 2010-2011 2011-2012
высокий 5% 24% 10% 16% 14% 23%
средний 24% 62% 33% 76% 43% 67%
низкий 71% 14% 57% 5% 43% 10%
Организуя работу с детьми по данному направлению применяла такие виды деятельности : игровую, художественно-творческую, продуктивную, проблемно-поисковую деятельность : работа в группе по решению ситуаций и задач. Совместно с детьми разработала «Правила поведения в детском саду», оформила схемы-модели поведения «Можно - нельзя», «Как помочь»; изготовила эмблемы и плакаты, провела презентацию рисунков и поделок «Моя семья», «Мы жители большой страны»; инсценировала сказки с целью ознакомления детей со своими правами, чтение художественных произведений (рассказы, сказки, пословицы, поговорки, стихотворения) с последующим обсуждением, рассматривание картин и иллюстраций о жизни детей в разных странах; проводила сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры и игры-драматизации, дидактические игры («Я имею право:», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», а также игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, морально-этические беседы; знакомила детей с правами и обязанностями человека, используя такие формы работы как беседы, игры, экскурсии, досуги, развлечения, совместная деятельность воспитателя с детьми.
Результатом работы с родителями по данному направлению выявлено:
• отсутствие случаев жестокого обращения с детьми в ДОУ, нарушение прав ребёнка;
• уровень правовой культуры родителей – 95%;
• наблюдается бесконфликтное общение между детьми и родителями.
С целью получения информации для анализа знаний правовых документов и прав детей:
* провела анкетирование родителей по теме «Знаем ли мы свои права и обязанности»;
* оформила папки-передвижки с нормативно-правовыми документами: «Декларация прав ребёнка», Устав МБДОУ «Детского сада комбинированного вида № 27», Закон РФ «Об образовании»;
* знакомила с основными правами ребёнка, закреплёнными в конвенции ООН и конституции РФ;
* оформила совместно с родителями и детьми альбомы «Древо моей семьи»; «Моя семья – мой дом родной» (с бабушками и дедушками); «Как мы любим отдыхать»;
* знакомила на групповых родительских собраниях с целями и задачами, формами и методами воспитания;
* организовала в рамках родительского собрания диспут по правам дошкольника «Защитим наших детей», на котором предложила вопросы для обсуждения о знании прав
и достоинств ребёнка;
* оформила памятки для родителей: «Поощрения или наказания ребёнка»; «Понимаем ли мы друг друга»;
* провела совместно с психологом семинар-практикум по теме «Знаем ли права своих детей»;
* провела консультацию для родителей "Права ребенка - соблюдение их в семье"; * ежемесячно оформляла уголок с разделами: «Чем мы сегодня занимались», «Советы и рекомендации», «О наших детях», «Картотека добрых дел».
В результате работы взрослые и дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими детьми, честь и достоинство.
Деятельность по предоставлению воспитанникам дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений.
Охват детей дополнительно образовательной деятельностью на уровне ДОУ составил 100%.
Для систематизации деятельности по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования элементарных математических представлений разработала долгосрочный проект дополнительно образовательной деятельности «Всезнайки». В результате реализации проекта анализ деятельности показал стабильную положительную динамику:
Уровень 2010-2011г. 2011-2012 г.
Развитие мыслительных операций 46% 78%%
Сравнение 38% 67%
Обобщение 53% 86%
Классификация 48% 90%
Положительной динамики удалось достичь за счё т созданных условий:
- центр «Занимательная математика», в котором содержатся дидактические, логические и
настольные игры, нетрадиционные пособия из бросового материала, модели, схемы, таблицы для счета и работы с множествами;
- уголок логики, оснащённый учебно-игровыми пособиями;
- уголок «Знайки», содержание которого позволило научить детей самостоятельно работать с книгой; накапливать познавательный опыт;
- информационную «Копилку», позволяющую наладить взаимодействие с родителями по развитию познавательной активности у детей посредством формирования элементарных математических представлений;
- «Игротека», для самостоятельной и совместной игровой деятельности, где дети закрепляют знания с дидактическим материалом, учатся взаимодействовать друг с другом, доказывать и аргументировать свои суждения.
В детском саду в рамках реализации проекта мною организован кружок «Игралочка – занималочка», деятельность которого осуществляется один раз в неделю. Цель работы – развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования элементарных математических представлений. Занятия кружка организую с учётом федеральных государственных требований, осуществляя интеграцию формирования элементарных математических представлений с образовательными областями» «Познание», «Коммуникация», «Здоровье». Занятия кружка организую в увлекательных формах совместной деятельности : дидактические игры, игры-соревнования, КВН (ы, математические ринги, развлечения. В кружковой деятельности предоставляла детям большие возможности подумать, мобилизовать полученные ранее знания, выбрать, как их использовать в другой, новой ситуации.
Мои воспитанники являются активными участниками ежегодного конкурса «Умницы и умники», в 2010 году принимали участие в городском открытом интегрированном занятии по формированию элементарных математических представлений и конструированию, где показали хорошие знания.
Выстраивание системы воспитательного процесса.
Воспитательный процесс выстраивала на основе применения личностно-ориентированных технологий, обеспечивающих комфортные, бесконфликтные и безопасные условия его развития и игровых технологий, которые обеспечивают эмоционально-личностное развитие детей и развивают такие качества как: диалектическое мышление, сообразительность, самостоятельность. В результате удалось достичь следующих результатов в работе:
Игровая деятельность 2010-2011 г. 2011-2012 г.
Положительные чувства и привычки 57% 86%
Взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи 52% 90%
Умение считаться с интересом и мнением сверстника 57% 90%
Согласованность действий в игре 48% 88%
В работе с детьми применяла социо-игровые подходы В. Букатова, Е. Шулешко, формировала у детей умения договариваться друг с другом, свободно, с интересом обсуждать разные вопросы, оказывать помощь товарищу и принимать помощь при необходимости. Развивала умения действовать, рассуждать в парах, тройках, подгруппах. Вовлекала в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывала их и помогала освоить игру. Всегда обеспечивала для каждого ребёнка ситуацию успешности, ощущения благополучия его в группе среди сверстников. Воспитывала у них чувство уверенности в себе, в своих возможностях, оказывала педагогическую поддержку : «У тебя всё получится!». В своей деятельности использовала различные приёмы рефлексии, направленные на овладение детьми умения оценивать и анализировать свои действия, выражать своё отношение к происходящему: рефлексивные техники («Погодное настроение», «Поляна настроения»).
Использовала в своей практике различные приё мы мотивации: сюрпризный момент, соревнования, проблемная ситуация, аудиозаписи.
Работу выстраивала в тесном взаимодействии с родителями. Анализируя компетентность родителей по данному вопросу, мною была проделана следующая работа: проведено анкетирование «В какие игры играют ваши дети»; консультации «Развитие математических способностей у дошкольников», «Дидактическая игра в жизни ребенка»,
«Яркие и интересные игры»; знакомила родителей с занимательными и развивающими
играми; проводила индивидуальные беседы «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка»; регулярно предоставлялась наглядная информация с различными примерами дидактических и занимательных игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком; проводила родительские собрания, для того, чтобы заинтересовать родителей приглашала их на открытые занятия, привлекала в проведение развлечений.
Таким образом, в результате систематического использования личностно-ориентированных и игровых технологий повысился интерес к деятельности, а следовательно – познавательная активность.
Развитие социальной компетентности воспитанников.
Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Положительной динамики удалось достичь за счё т системы работы:
Дата восприятие себя как социального объекта умения и навыки социального взаимодействия опыт ролевого
поведения знание национальных
и
общечеловеческих
ценностей
владеет средствами вербальной и невербальной коммуникации взаимопонимание в процессе общения
2010-2011 г. 42% 52% 52% 48% 42%
2011-2012 г. 90% 86% 86% 90% 86%
Работу по формированию социальной компетентности воспитанников осуществляла в два этапа.
На первом этапе старалась дать детям максимально подробное представление о способах взаимодействия и общения с взрослыми и сверстниками, о нормах и правилах поведения. Применяла следующие формы работы: беседы с детьми на нравственные темы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Полезные и вредные привычки», «В мире доброты», «Расскажи о своих друзьях», «Как можно порадовать близких»; чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Э. Успенского; рассматривание иллюстраций, подсказывающих детям, как можно справиться с трудной ситуацией; разыгрывание ситуаций, инсценировок, этюдов с обсуждением эффективных способов выхода из затруднительных положений; обсуждение и анализ поступков, совершаемых в группе. При анализе негативного поступка обращала внимание обидчика на эмоциональное состояние обиженных им детей.
На втором этапе применяла практические игры, направленные на формирование эффективных умений и навыков взаимодействия с детьми. Игры проводила в определенной последовательности с усложнением заданий: формировала умение проявлять внимание друг к другу; предлагала игры на согласованность совместных действий; развивала умение говорить друг другу добрые слова и пожелания; предлагала игровые упражнения, где нужно было оказать помощь в совместной деятельности.
Для обогащения представлений о социальной действительности детьми провела: экскурсию в библиотеку на тему «Достопримечательности родного города»; игры и беседы региональной направленности: «Мой город», «Люби и чти свой край родной», «Герои города Ачинска», плакатов, фото, открыток с изображением города; участие в тематических мероприятиях, посвященных социально-значимым событиям: «День Победы», «День Матери»; разработала и провела с родителями конкурс: «Папа, мама, я – дружная семья». Совместно с детьми приняли
участие в городской акции «Обелиск».
Таким образом, выстроенная работа по развитию социальной компетентности воспитанников помогла воспитать в сознании ребёнка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, взаимопониманию.
Деятельность в области здоровьесбережения.
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Области здоровьесбережения уделяла больше внимание.
В результате проведенной работы, в группе низкий уровень простудных заболеваний, дети в достаточной степени владеют культурно-гигиеническими навыками, дошкольники имеют представление о своём теле и способах ухода за ним, дети понимают важность и необходимость закаливания, владеют некоторыми приёмами закаливания, родители стали непосредственными участниками планов оздоровления своих детей.
Показатели 2010 – 2011 г. 2011 – 2012 г.
Заболеваемость 13% 11%
Посещаемость 71% 87%
Сформированность культурно-гигиенических навыков 85% 95%
Положительных результатов удалось достичь за счё т применения технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии обучения здоровому образу жизни: подвижные и спортивные игры, релаксация, коммуникативные игры, точечный самомассаж, психогимнастика, сказкотерапия.
Работу организовала по нескольким направлениям: воспитание осознания и потребности в здоровом образе жизни; создание оптимальных условий для реализации двигательной активности детей; воспитание у дошкольников навыков личной гигиены, обеспечение оздоровительно-физкультурной работы в течение дня с учётом возрастных особенностей. Большое внимание уделяла формированию ценностного отношения к своему здоровью и воспитанию здорового образа жизни: привития стойких культурно-гигиенических навыков; развития представлений о строении собственного тела; формирования представлений о том, что полезно, а что вредно для организма; формирования привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Для этого в работе с детьми применяла:
• игры-занятия познавательного цикла, направленные на познание тела человека, побуждение интереса к самопознанию, усиление мотивации к изучению себя («Встречи с Айболитом», «Путешествие в страну здоровья»);
• физкультурные занятия с целью развития двигательной активности, освоения техники основных движений, укрепления определенной группы мышц;
• интеграцию образовательных областей;
• праздники и досуги («Остров Здоровья», «Это Я, это Я, это все мои друзья», «Весёлые старты», «Русские богатыри»);
• познавательные и эвристические беседы для создания у дошкольников правильных представлений о здоровом образе жизни: «Лекарства – друзья и враги», «Овощи и фрукты полезны для здоровья».
Работу по профилактике заболеваемости проводила через использование комплексов упражнений, направленных на профилактику бодрящей гимнастики после сна, использование игр на развитие общей моторики, релаксации, разных видов закаливания: воздушно-контрастное, босоножье – ходьба по корригирующим дорожкам.
Для эмоционального комфорта воспитанников в группе существует уголок психологической разгрузки. В уголке «Здравствуй, солнышко» дети отмечают своё настроение с помощью пиктограмм.
Таким образом, проделанная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий способствовала воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повысила познавательную активность и, самое главное улучшила психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства.
Многолетний опыт работы, положительные результаты профессиональной деятельности и активная жизненная позиция предоставили возможность публиковать мои методические разработки в учебно-методических материалах на сайте «Педагогическое сообщество», «Сообщество взаимопомощи учителей – Pedsovet.su», электронном методическом журнале “Информ – образование», на портале международного русскоязычного социального образовательного интернет – проекта «Maam.ru», на сайте «Сообщество взаимопомощи учителей», учебно – методическом портале.
Принимала участие в мероприятиях на муниципальном уровне: интернет - фестиваль педагогических идей «Современный урок/ занятие как форма повышения мастерства педагога и основа эффективного и качественного образования учащихся», 2011 г., конкурс проектов дошкольных образовательных учреждений 2011 г.
В настоящее время являюсь участницей городской эстафеты «Непрерывное информационное образование».
Являлась участницей IV Всероссийской научно – практической конференции «Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития 2012 г., Всероссийского Форума педагогов «Педагогический совет» 2011 г., разместила комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений на учебно - методическом портале 2012 г., приняла участие в ежемесячном конкурсе «Лучший конспект занятия» и опубликовала конспект НОД «Путешествие в волшебное королевство Математики» 2012 г.
В целях повышения профессиональной компетентности приняла участие в конференции международного уровня, где обобщила опыт работы по развитию познавательной активности в процессе формирования элементарных математических представлений посредством игр в статье «Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр», опубликованной на сайте и в сборнике статей V Международной научно-практической Интернет – конференции «Перспектива» 2010 г.
В международном Интернет - конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!», номинация «Конкурс сценариев воспитательных мероприятий, праздников, развлечений для детей или родителей» разместила конкурсные работы «И прекрасна и сильна Математика страна», «Дружная семья» 2012 г.,
Являлась участницей IVМеждународной научно-практической конференции «Развитие непрерывного образования» 2012 г.
Участие в деятельности профессиональных сообществ.
Принимаю активное участие в работе творческой группы МБДОУ по внедрению ФГТ в образовательный процесс ДОУ, где разрабатываем систему мероприятий направленных на формирование модели выпускника.
В ДОУ являюсь наставником молодого педагога.
«___» ___ 2013 ___ Л. В. Митрохина