Солнцева Алла
Аспекты музейной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Многие с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, –
Сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности пойти в музей? Многие наши дошкольники и не знали, что такое музей, для чего он нужен… Сегодня мини-музей – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Публикация «Аспекты музейной деятельности в детском саду» размещена в разделах
В создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, их папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею, у них появляется интерес, они с гордостью показывают принесённые из дома экспонаты и рассказывают о них.
Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам. Мини-музеи в детском саду с начала своего существования интерактивны. Идея создания интерактивного музея в детском саду представляет собой новую форму работы с детьми и их родителями и удивляет своей многозадачностью. Формирует у дошкольников представления о музее; проектно-исследовательские умения и навыки; активную жизненную позицию; развивает креативное и логическое мышление; вовлекает родителей в жизнь ДОУ; обогащает кругозор дошкольника; овладение миром через общение с другими, совместную творческую деятельность и самостоятельный поиск ответов. В мини-музее нашей группы содержатся экспонаты, которые можно самому менять, переставлять, трогать руками, рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. С
экспонатами можно играть, а при желании даже взять на время домой. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители, принимая участие в жизни интерактивного музея, не только видят результаты работы с ребенком, но и являются полноправными партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами.
Использование мини-музея позволяет нам придерживаться таких принципов дошкольного образования, которые предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт, как:
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество ДОО с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Мини-музей обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие, что полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Принципы работы музея предельно просты : наглядность, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, учет возрастных особенностей ребенка, дифференцированный подход к каждому ребенку.
При выборе месторасположения мини-музея учитывались принципы интерактивности и полифункциональности музейного пространства и
психологической комфортности и безопасности. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках стеллажа, в групповой комнате и визуально разделены на две зоны. Например, картины, вышитые крестиком, находятся на одной полке. Рушники, салфетки, платочки на другой; дидактические игры – «Волшебный короб», «Угадай, что в мешочке?», «Поставь заплатку» - находятся в непосредственной зоне доступности, на низкой полке стеллажа. Все экспонаты мини-музея были собраны родителями и воспитателями.