Мария Смирнова
Артикуляционные сказки для раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Детский сад.
Вы пришли сегодня в детский сад, улыбнулись всем друзьям.
(«Улыбка»). Послали воздушный поцелуй воспитателям («Воздушный
поцелуй»). Увидели новые игрушки в группе? («Часики»). Пойдемте гулять
на участок. («Покусывание язычка»). Покачались на новых качелях.
(«Качели»). Что у нас стоит в центре участка? Грибок. Покажем и мы грибок
язычком. («Грибок»).
Тема: Овощи.
1. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную
тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести»).
2. Толстячки — худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы,
тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие
— «худышки».
3. Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык
лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
4. Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то
верхнюю, то нижнюю губу.
5. Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот,
закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
6. Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот,
опустить язык за нижние зубы.
7. Игра «Я — не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в
улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю
огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д.
Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».
Тема: Фрукты.
1. Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
2. Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую
щеку.
3. Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
4. Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
5. Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с
силой протискивается между зубами. 6. Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По
очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
7. Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и
закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
8. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
9. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
10. Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я
налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый.
Какой сок налить тебе, Саша?»
Тема: Деревья.
У кленового листа части широкие и узкие. Покажи их языком.
(Чередуются упражнения «Лопаточка», «Иголочка»). Ветер поднял лист
вверх и держит его там (прижать язык к верхним зубам и подержать под счет
от 1 до 10). А сейчас он качает лист то вправо, то влево (Упражнение
«Часики»). Вот ветер подул сильнее и загнул лист вверх (Упражнение
«Чашечка» выполнять под счет до 10) Но ветер все не утихает. Он
раскачивает лист вверх и вниз (Упражнение «Качели») И вот он выгнул лист
как шляпку гриба (Упражнение «Грибок» выполнять под счет до 10) Вдруг
погода испортилась, и пошел дождь. Он зашлепал по листу. (Похлопывать
верхней губой по языку и произносить: пя-пя-пя).
Тема: Грибы.
Веселый язычок тоже хочет показать грибочек. («Грибок») У грибочка
есть ножка. Она может быть высокой (дотянуться языком до верхней губы)
Низкая (язычок тянется к подбородку). Ножка может быть толстой,
(«Лопатка») и тонкой. («Иголочка») Шляпка гриба может быть большой
(круговое движение языком по губам) и маленькой (круговое движение
языком под губами) Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем. Сначала мы
пойдем по широкой дорожке, («Лопаточка») Затем по узкой тропинке.
(«Иголочка») Солнышко нам улыбается и мы ему в ответ улыбнемся,
(«Улыбка») И пошлем воздушный поцелуй. («Воздушный поцелуй») Легкий
ветерок решил нами поиграть. («Часики») Под березой стоит семейка грибов.
(«Грибок) Мы их сейчас аккуратно срежем, («Качели») И положим в
корзину. («Чашечка») Наступила осень — пора сбора грибов. Язычок, взяв
большую корзину (упражнение «Чашечка», отправился в лес. По дороге в
лес он увидел ручеек. (Холодная струйка воздуха «стекает» посередине
широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних
зубов; губы раздвинуты в улыбке — упражнение «Ручеек»). Язычок
подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке (дети
подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность
выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем
ручейке. ?») Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. (Широкий язык «присасывается к нёбу,
по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — ножку
гриба — упражнение «Грибок».) Язычок перебегал от одного гриба к
другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор.» и т. д.
(То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав
полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.