Фокина Елена
Артикуляционная гимнастика «Зарядка для языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Зарядка для языка
1. Змеиный язычок. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо—влево, вверх—вниз.
2. Уколы. Острым кончиком язычка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить. Язычок колит внутреннюю часть губ над нижними и верхними зубами.
3. Чей длиннее язычок. Вытянуть язычок как можно дальше, попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны правой и левой щек.
Публикация «Артикуляционная гимнастика „Зарядка для языка“» размещена в разделах
4. Едем на машине. Заводим мотор машины: Р-Р-Р! Он не заводится, еще раз пытаемся: Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р! Завели, поехали. Крутой поворот (звук усиливается, а вот наскочили на кочку, проехали «лежащего полицейского», едем по шоссе (и т. д.).
5. Скачки. Имитируем скачки на лошадке, рот то широко открывается, то слегка прикрыт.
Зарядка для губ
«Лошадка». Фыркать, как лошадка, губы при этом дрожат; «трубочка-улыбка» — на счет «раз» тянем сомкнутые губки вперед, на счет «два» растягиваем их в улыбке (зубки при этом не показываем).
«Веселая дудочка». Вытягиваем вперед сомкнутые губки и двигаем ими по кругу вправо, затем влево; «лошадка» (повторение).
Все упражнения заканчиваем полным освобождением мышц губ, фыркнув громко, как лошадка.
Послушные губки. Обиделись: нижняя губа — вниз, улыбка. Нижняя губка на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке, и на место встала. Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу.
Зарядка для шеи и челюстей
«Потерялся котенок». Произносим «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову влево—вправо—вперед.
«Разговор про себя». Говорим любую фразу, потешку, четверостишие, не открывая при этом рта.
«Непослушная голова». Голова свободно вращается, как бы не слушается: наклоняется к правому плечу, левому, затем катается по спине, по груди.
«Робот». Голова, как у робота, поворачивается вправо, влево, вверх, вниз, а затем «ломается», напряжение сбрасывается, голова опущена.
Упражнения на дыхание и развитие голоса
«Открываем скрипучую дверь». Изображаем голосовыми связками скрипучую дверь, как бы она сначала никак не поддается, а потом все же ее удалось открыть (снимаем напряжение).
«Рисуем голосом картинки» (рисуем маленького слоника). Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Голосом изображаем, рукой показываем, как бы рисуя в воздухе (например, домик с трубой и дымом, зайчика с длинными ушами и т. д.). Чем выше рука рисует рисунок, тем выше становится голос, чем ниже рука, тем ниже тембр голоса.
«Непослушная свечка». Сделав бесшумный вдох через нос, подуть на воображаемую свечу тихонько, через улыбку. Свеча не гаснет. Сложить рот в трубочку и дунуть чуть сильнее.
«Дарю тебе мыльный пузырь». Стоя друг напротив друга, выдуть из соломинки воздушный пузырь и передуть его своему партнеру. Можно посоревноваться, у кого дольше не упадет воображаемый мыльный пузырь.
«Отважный летчик». В руке дети держат воображаемый самолет и, подражая ему, на звук «А-А-А» или «У-У-У» (у кого-то «3-3-3» или может быть другой звук, это не важно, выполняют виражи, сопровождая полет характерным звуком: вот самолет набирает высоту, делает «петлю», затем еще вираж, плавно парит, медленно подлетает к аэродрому.
«Катаемся на лифте». Поднимая руку вверх и вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж — высоко, нижний — низко).
«Маляр». Дети красят забор и водят рукой вверх-вниз, и вместе с рукой изменяется их голос, он звучит то высоко, то низко.