Приложение МААМ

Артикуляционная гимнастика для различных фонетических групп

Богачёва Светлана
Артикуляционная гимнастика для различных фонетических групп
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп в процессе выполнения движений.

Слайд 3

Публикация «Артикуляционная гимнастика для различных фонетических групп» размещена в разделах

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. Артикуляционную гимнастику рекомендовано выполнять перед зеркалом в течение 5-7 минут ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. В зависимости от усидчивости ребенка можно заниматься 2 раза в день (утром и вечером). Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика для разных групп звуков Для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Слайд 5

«Слоник»

зубы сомкнуты;

губы округлены и чуть выдвинуты вперед;

верхние и нижние резцы видны

«Месим тесто»

улыбнуться; спокойно положить язык на нижнюю губу;

пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;

закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

улыбнуться; приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;

удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;

важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Слайд 6

«Качели»

• улыбнуться;

• открыть рот;

• языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

«Вкусное варенье»

• улыбнуться, рот открыть;

• медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;

• нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«Чистим зубы»

• улыбнуться, открыть рот;

• кончиком языка с внутренней стороны «почистить» верхние зубы;

• делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;

• нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд 7

«Футбол»

• рот закрыт;

• кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;

• на щеках образуются твердые шарики — «мячики».

«Чашечка»

• открыть рот;

• широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;

• прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

«Лошадка»

• присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;

• щелкать языком медленно и сильно;

• нижняя челюсть должна быть неподвижной!

Слайд 8

«Грибочек»

• улыбнуться;

• присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Гармошка»

• улыбнуться;

• сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);

• не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Парашютики»

• улыбнуться;

• положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф] сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

«Заборчик»

• улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;

(Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Трубочка»

• открыть рот;

• высунуть широкий язык и загнуть

• его боковые края вверх;

• подуть в «трубочку».

Слайд 10

«Блинчик»

улыбнуться; приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;

удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10; важно следить, ч «Загнать мяч в ворота»

положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;

щеки не должны надуваться.

«Часики»

улыбнуться, открыть рот;

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;

нижняя челюсть неподвижна.

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Л, ЛЬ

«Лягушка«

улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;

(Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Слоник«

зубы сомкнуты;

губы округлены и чуть выдвинуты вперед;

верхние и нижние резцы видны.

«Индюк«

рот открыт;

широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!

Слайд 12

Артикуляционная гимнастика для звука р рь

(Лягушка, часики, чашечка, вкусное варенье, индюк, лошадка, грибок, гармошка тоже подходят, мы уже их рассматривали)

«Змейка»

открыть рот;

узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;

не прикасаться к губам и зубам.

«Маляр»

приоткрыть рот;

широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

«Дятел»

улыбнуться;

открыть рот;

кончик языка за верхними зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».

Слайд 13

Комплекс артикуляционной гимнастики для заднеязычных звуков К КЬ Г ГЬ Х ХЬ

(Блинчик)

«Массаж»

Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

«Накажем непослушный язычок»

Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

Киска сердится» («Горка»)

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Слайд 14

«Язычок-борец»

Цель: укреплять мускулатуру языка.

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «мостик» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «мостик». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки, можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Слайд 15

«Мостик»

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 7.

«Мостик построим — мостик разрушим»

Цель: Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

«Катание с горы»

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистщих. Укреплять мышцы языка. Научиться направлять воздушную струю.

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «мостик». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («мостик», в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика для различных фонетических групп
Опубликовано: 18 мая 2023 в 18:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика для различных фонетических групп» (включая файлы) размещена пользователем Богачёва Светлана (УИ 2292040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД